Главная
Биография
Документы
Библиография
Статьи и заметки
Интернет ссылки

      Ясли-приюты для детей в деревнях во время летней рабочей поры


      А. И. Шингарев Ясли-приюты для детей в деревнях во время летней рабочей поры

      I. Что называется яслями-приютами.


      За последние годы во многих губерниях по деревням и селам стали устраивать на летнее рабочее время для крестьянских детей так называемые ясли-приюты.
      В страдную нору, когда родители на целый день уходят в поле на работу, дома остаются маленькие дети с какой-либо старухой-домоседкой или нянькой-подростком, а то и просто одни в изб. Только грудных детей матери берут с собою в поле, да и то не всегда и не везде. Ребенок в поле только помеха работа, а в страдную пору неделя, как говорят, кормит год. Поэтому грудных детей, если только есть на кого, матери охотно оставляюсь дома.
      Часто по деревням сами крестьяне в это время сговариваются по несколько дворов, подыскивают какую-либо старуху или черничку и под их надзором оставляют детей. Однако, не всем это можно бывает устроить, и многим родителям приводится оставлять детей дома одних. Бедные матери натерпятся за рабочую пору много муки: и взять с собой в поле детей нельзя, и дома оставить их одних боязно. Уйдет мать в поле, работает спешную работу, а забота об оставленных дома детях не дает ей покоя: что-то там, не случилось ли с ними чего, не напроказили бы чего. И хорошо, если поздно к вечеру можно бывает вернуться домой, посмотреть на оставленных ребят, а то в иных селах бывает и так, что в рабочее время уходят в поле далеко от села и не возвращаются домой по целым дням, чуть не по неделям, в поле и днюют и ночуют. Тогда оставленные дети надолго лишаются родительского надзора и ухода.
      Чтобы помочь и детям, оставленным дома, и родителям, уходящим в поле, стали устраивать по селам ясли-приюты. Собираются все дети в одно место, в училище ли, которое летом всегда свободно, в какой-либо подходящий дом, или просто в большую избу; к ним нанимается прислуга-няня, кухарка, приглашается надзирательница или заведующая. За детьми смотрят, их кормят, моют, устраивают им игры, забавляют. Целый день, с раннего утра, дети находятся все в сборе, и только к ночи за ними приходят матери и разбирают их по домам; если же матери не возвращаются домой, а ночуют в поле, то и дети остаются на ночевку там же, где были собраны весь день.
      Такие-то сборища детей под присмотр и называются яслями, яслями-приютами.


      II. Кто устраивает ясли-приюты


      Ясли давно уже стали устраиваться за границей в чужих странах, и у нас в России в больших городах, на фабриках, где много живет рабочих людей, где матерям приходится уходить из дома на работу. В городских и фабричных яслях дети принимаются круглый год в рабочие, непраздничные дни. Работницам-матерям такие ясли очень помогают. Разве пойдешь в город или на фабрику, на работу с ребенком? А то мать отдаст его в ясли и спокойно уходит, зная, что ребенок и сыт будет, и присмотр за ним, и уход будет хороши. Без яслей многим матерям-работницам в городах пришлось бы лишиться заработка, оставаясь с детьми дома. По примеру городских и фабричных яслей, стали устраиваться ясли и в деревнях, но только на рабочую пору, когда матери уходят в поле.
      Устраивают ясли в деревнях и земства, и разные благотворительные общества, и попечительства, и просто добрые люди. Особенно занялось устройством яслей земство. И вот почему. Земству по закону предписано заботиться о местных пользах и нуждах населения. Земство и дороги проводить, и больницы и училища строит, приглашает на службу учителей, фельдшеров, докторов, застраховываем постройки и жилища, и выплачивает в случае пожара за них деньги, призревает сирот, покинутых и беспризорных детей, и многими другими делами помогает населению в его местных нуждах. До недавнего времени земство занималось и продовольствием населения в неурожайные годы: выдавало хлеб, муку и смена на посев. Земство же взялось и за устройство по селам и деревням яслей-приютов для детей, чтобы помочь крестьянам в трудную рабочую пору. Особенно земства Пермской, Полтавской, Воронежской, Екатеринославской, Курской, Московской и других губерниях стали устраивать ясли, и с каждым годом яслей открывалось все больше и больше.
      Но земство не может во всех селениях пооткрывать ясли, на это у него ни денег, ни служащих людей не хватит. Оно открывает их лишь в нескольких селениях, иногда в одном, в двух на уезд, с тем, чтобы крестьяне присмотрелись к новому делу, могли бы видеть его пользу и решились бы устраивать ясли собственными силами. Однако, земских яслей еще очень немного: жители удаленных сел и деревень не только не могли видеть такие ясли, но даже иногда и не слыхали про них. На помощь к земству приходят, поэтому благотворительные общества, попечительства, которым тоже заботятся о пользе населения и стараются помогать ему, чем могут, я просто отдельные добрые люди. Теперь не редкость встретить в деревне ясли, устроенные барыней-помещицей, священником, учителем и другими людьми. Есть и такие села, где сами крестьяне начинают помогать устройству яслей, видя всю пользу присмотра за детьми.


      III. Почему стали устраивать ясли-приюты и от них польза.


      Плохо приходится в крестьянском быту маленьким детям в рабочую пору. Ни ухода за ними в это время, ни надзора; хорошо еще, если будут кое - как накормлены. Не до них матерям, когда поспеет хлеб в поле.
      Целыми днями остаются одни дома и подростки, и маленькие дети, и даже грудные. Кто не знает и кто не слыхал, что в эту пору много крестьянских детей гибнет от несчастных случаев или делается кальками на всю жизнь. В любом сели можно услыхать рассказ, как в рабочую пору ребенок утонул в реке, упал в колодезь, поломал себе руки и ноги, обжегся или расшибся. А случается и другое горе: свинья загрызет на смерть или изъест, страшно изуродует малютку-ребенка, собака порвет или покусает. И погибает безвременной, мученической смертью младенец, или, того хуже, остается калекой-нищим на всю жизнь мыкать горе-несчастье. Сокрушаются бедные матери, возвратись с полевой работы, плачут и тоскуют по своем ребенке, да беде уже не помогут. И сколько же на Руси погибло или покалечилось детей потому только, что они оставались одни без надзора, когда родителям их нужно было уходить в поле на работу.
      Беспризорные дети не только себя губят или калечат, - они делают иногда несчастными своих односельчан. Вздумается им одним, когда все старшие в поле, начать баловаться, шалить с огнем...
      Детский разум известно какой, - то вздумают картошки под сараем или на гумне печь, то печку смастерят, и давай ее растапливать, а кто постарше, так не прочь, по примеру больших, и трубку закурить. Зажечь то огонь зажгут, а потушить его и не смогут. А летом в селе нельзя шутить с огнем, везде солома, сушь. Чуть искра одна куда заронилась и вспыхнул большой пожар. И вот, каждое лето везде можно слышать рассказы, как от детской шалости выгорело столько-то дворов, а то и все село. Иногда и сами маленькие дети сгорают.
      В иных земствах было подсчитано, сколько по губернии за год приходится выплачивать погорельцам денег за пожары, которые случались в рабочее время от детской шалости, от недосмотра за детьми. Оказалось, что в иные годы случается выплачивать таким погорельцам десятки тысяч рублей, и земству приходится терпеть больше убытки. Но ведь земские деньги - это деньги самого же населения; земство собирает их в своем уезде или губернии, налагая платеж и на землю, и на строение; и на торговые и промышленные заведения. На эти сборы земство ведет все свои дела, содержит школы и больницы, устраивает дороги и прочее, а потому земский убыток - это общий убыток всех жителей какого-либо узда или губернии, потому что земские деньги идут на нужды и пользу самого населения. Вот почему еще стали земства устраивать ясли, собирать по селам детей под призор, чтобы поменьше случалось от их шалости пожаров.
      Но, если земству пожары причиняют убыток, то кто же не знает, что крестьянам пожары совсем разорение. Все под метлу подберет огонь в деревне, все нажитое за много лет добро и изба, и постройки, и хлеб, а иногда и скотина, все пропадет сразу, улетит на ветер. Хорошо еще, если не погорят ребятишки или старые, больные, остающееся в избах. Не скоро оправляется деревня после пожара. Земство выдаст пожарные деньги. Да много ли их? Не всегда хватить, чтобы кое-как обладить избу, а об остальном уже и не спрашивай, оставайся и без одежи, а часто и без хлеба. А будь поменьше пожаров, не терпи земство больше от них убытки, оно могло бы выдавать за сгоревшие постройки значительно больше денег, чем теперь, могло бы платежи страховые уменьшить. Теперь же потому только, что пожаров много и много приходится выплачивать за них денег, земская выдача погорельцам очень невелика, значительно меньше настоящего убытка от пожара.
      Так и бывает, что из-за детской шалости, недосмотра за детьми, разоряется целое село. Поэтому полезно собирать в ясли под присмотр детей - подростков. Здесь они и не искалечатся и не подожгут.
      Но еще лучше отдавать в ясли и самых маленьких грудных детей. Им плохо приходится летом. В жаркое время почти все грудные дети подолгу хворают от животика, болеют поносами. А тут еще приходит рабочая пора. Матери несут грудных детей с собою в поле, кладут их в зыбки или люльки, где-нибудь под снопами, и идут работать. Жарко бедному малютке, они обмочится, помарается в своей люльке, накричится так, что осипнет, и наголодается вдоволь, пока мать выберет время подойти к нему. Да и у матери сплошь и рядом от тяжелой работы становится меньше молока. Чтобы как-нибудь забавить ребенка, сунет она ему в рот жвачку-соску и опять за работу. А от соски ребенку станет еще хуже, от нее закиснете у него во рту, еще больше заболит животик, пойдут колики. Надрывается, кричит бедный малютка, сучит ножонками. "Должно быть, у ребенка газы", думает мать, а того и не понимает, что сама своей соской повредила ребенку, что от этой соски и захворал он еще сильнее.
      А лечить летом ребенка и вовсе матерям нет времени в будничные дни. Подойдет праздник, а ребеночек за несколько дней уже совсем измаялся, изнес его понос, он исхудал, высох весь, точно старик какой. Повезут его в праздник подлечить, да хорошо еще, если повезут к доктору, а то прежде, чем к доктору попасть, пойдут к знахарю или к бабке, которые сами ничего не понимают, только людей морочат, да всякие глупости над ними делают. Но и лечить иногда бывает поздно, доктор уже не может помочь ребенку, и помирает ребенок, помирает зря, только потому, что хорошего ухода за ним не было да соску давали ему, от которой он сильнее захворал. Хуже бывает, если грудные дети остаются дома на какую-нибудь бабушку, или сестренку-подростка.
      Без матерей им уже и, вовсе голодно; чтобы их забавить, им уже все время суют в рот жеваную соску или плохо вымытый рожек, и они еще чаще хворают и умирают.
      Вот почему, как только приходит лето и наступает рабочая пора, грудные дети начинают хворать и мрут, как мухи осенью. То и дело в больших селах гробик за гробиком несут родители на кладбище. И много так погибает детей в деревне, много сотен, тысяч и даже сотен тысяч детей умирает в рабочее время на Руси. Вот почему, особенно земские доктора, стали заботиться об устройстве в деревнях яслей и для грудных детей...
      Здесь за ребенком и уход хороший, и накормят его вовремя чистым молоком, искупают и оденут в чистые рубашки и простынки. Ребенок и сыт, и здоров, и никакой болезнью не мучается, а если и случится ему захворать, так в яслях и лекарства под руками имеются, и доктора часто приезжают. И чем больше грудных детей матери отдают в ясли, тем меньше их дети хворают поносами и меньше помирают. Правда, хорошо было бы и летом не разлучать грудных детей с матерями, если бы сами матери могли их и чисто держать, и купать, и не совать им в рот жвачку, а кормить только грудью. Материнская грудь для грудного ребенка лучше всякой кормежки, но именно летом то и не могут матери хорошо ходить за грудными детьми; в рабочую пору некогда им и искупать ребенка, и пеленочки ему, почище выстирать, да и в грудях, как сказано уже, у иных матерей в это время бывает мало молока, а потому и необходимо, для того чтобы грудные дети не помирали, отдавать их в ясли.
      Приходится иной раз слышать, что родители, особенно матери, говорят: "Дай Бог с ними, с грудными, пускай себе мрут. Если бы жить". Не всякая мать скажет такие слова про своего ребенка, да и та, которая скажет, так больше от горя да от нужды. И грешно и стыдно говорить так про детей. Всякому человеку своя жизнь, и никто чужого века не живет, а свой. Зачем же желать смерти ребенку? Он родился на свет, пусть и живет. К чему же он рождался, мучился, хворал, чтобы, проживши несколько недель или месяцев, помереть без времени? А кроме того, и для родителей смерть маленьких грудных детей не находка, а прямой вред. Мать ребенка носит его долгие месяцы, потом мучается в родах, потом кормит его, не спит с ним ночи, обмывает, ухаживает, на все это уходит время, тратятся силы и здоровье матери и все это пойдет прахом, все заботы, все болезни и муки, которые причинил ребенок, все пропадет без толку, потому только, что ребенок помер, едва родившись на свет. Да, кроме того, на ребенка пришлось потратиться: и крестины справить, и кое-что ему сшить, лечить его и, наконец, еще за похороны заплатить. Все эти расходы тоже пропадают зря; и ребенок не вырастает большим, не становится кормильцем семьи, помощником родителей в их старости, а помирает без времени, взяв от родителей и силы, и здоровье, причинив им и денежный расход. Ну, что же хорошего выходит из того, что мрет и много мрет грудных детей?
      Но и это еще не все. Если бы грудных детей не помирало так много, их меньше бы и рождалось. А то не успеет женщина родить ребенка, смотришь, она его уже схоронила, а там прошло немного времени, снова она забеременела, снова носит ребенка, чтобы и нового схоронить вскоре после родов.
      Таким образом, выходит, что, если бы дети меньше умирали, их меньше и рождалось бы, меньше бы на них тратилось здоровья матери и меньше бы выходило на детей денежных расходов. Теперь же нередки в деревни семьи, где больше половины родившихся детей умерло, не доживши до года. Есть и такие семьи, которые похоронили чуть не всех, а то и всех до одного детей. Иная женщина родит десять, пятнадцать и больше детей, а в живых останутся двое трое. Взывают и старые родители, а дети у них еще малолетки, не только не помогают отцу-матери, а сами еще нуждаются в заботах. У иных родителей и много рождалось детей, и много хлопот и расходов с ними было, а под старость не оказывается вовсе помощников, потому что дети все вымерли еще маленькими. Вот и видна вся польза яслей-приютов, и понятно, почему их устраивают дети в яслях под присмотром. С ними не случится никакого несчастья, они не сделают несчастными других, не подожгут. Маленькие, грудные дети в яслях меньше хворают летом, меньше и мрут. А родителям, отдавшим в ясли детей, можно спокойно идти работать в поле.


      IV. Как устраиваются ясли-приюты.


      В начале лета, перед рабочей порой в сели или деревне, где будут устраиваться ясли, подыскивают для них подходящую квартиру, где можно было бы собранными детям пообедать и укрыться от не погоды. Во многих селениях очень хорошую квартиру под ясли находят в училищах.
      Училище летом почти всегда пустует, в нем детям бывает удобно и просторно: если нет училища, нанимают какой-либо дом, а то и большую, просторную избу, где можно было бы поместить детей, и еще была бы большая печь, чтобы варить им обед. Всех домохозяев села оповещают о том, что будут устроены ясли, и записывают, кто будет присылать в них своих детей. Когда все спрошены и известно, сколько детей, примерно, будет в яслях, начинают приготовлять все нужное.
      Все это делается теми людьми, которые взялись за устройство яслей, земским ли доктором, фельдшерицей, учительницей, священником, или помещицей. Тот, кто устраивает ясли, или сам заведует ими, или поручает кому-либо другому. Так же заведующие яслями, надзиратели и надзирательницы и стараются все подготовить. Они и квартиру подыскивают, и по семьям ходят, опрашивают, и прислугу нанимают в ясли: кухарку, нянек две три, а то и больше. Для варева обеда и ужина покупают чугуны и горшки. В иных яслях покупают для детей и всю посуду, миски, ложки, тарелки, в иных же яслях дети приносят свою посуду из дома. Для грудных детей шьются рубашечки и пеленки. Для спанья грудным детям запасают корзинки, а то сами матери приносят из дома зыбки и люльки. Для кормления детей покупают стеклянные рожки и резиновая соски.
      Когда все готово, заведующие яслями, дня за два, за три до начала рабочей поры, оповещают по всему селу, когда ясли открываются. В первый же день открытая яслей приезжают фельдшерица или доктор осматривать всех детей: всем больным дают лекарства, а если попадаются среди детей больные заразной болезнью, их или вовсе не принимают в ясли, или принимают в какое-либо особое помещение, чтобы они и отдельно кормились, и отдельно играли. А то от заразных больных могут заболеть и здоровые дети.
      Собираются в ясли дети рано, на заре, как только родители уходят в поле. Какие постарше, подростки, сами бегут в ясли, а маленьких и грудных детей приводят или приносят матери. Кормят в яслях детей, которые постарше, раза четыре в день, а грудных раз шесть-семь в день. Детям постарше двух лет утром варят на завтрак кулеш или похлебку, детям моложе 2-х лет дают молоко с хлебом. За обедом - едят щи, борщ или похлебку, кашу пшенную или крупяную с маслом или молоком; полдничают хлебом, а маленькие дети - хлебом с молоком; за ужином дается, что осталось от обеда. В иных яслях старшие дети по постным дням едят постное. Грудных детей в яслях кормят чистым кипяченым молоком. Дают им молоко, примерно, часа через два, раз шесть или семь в день, и каждый раз чисто моют рожок и резиновый сосок.
      Каждому ребенку полагается свой рожок и резиновый сосок. Всех маленьких детей купают в яслях каждый день в корыте или в ванне. Заведующая постоянно следит, чтобы няни, как следует, смотрели за детьми, чтобы дети были накормлены, напоены, чисто вымыты, чтобы их не обижали няни. Как только кто-либо из детей захворает, так сейчас же заведующая дает лекарство, чтобы не запускать болезнь, а если сама она не знает, какое лекарство давать, то посылает к доктору. Доктора, живущий поблизости села, где устроены ясли, приезжают туда, как только у них есть свободное время: осматривают всех детей не захворал ли кто-нибудь из них и, если оказываются больные, лечат их.
      Но при уходе, чистоте, хорошей пище и надзоре дети в яслях хворают очень редко; скоро выздоравливают даже и те дети, которые принесены больными. А если и хворают дети в яслях, то частенько виноваты в этом бывают их родители. Возьмут ребенка из яслей домой к вечеру или н праздник, накормят его всякой всячиной, сырыми яблоками, ягодами, а грудным дадут все ту же жеваную соску, и приходят в ясли дети опять больными. Поэтому лучше детей из яслей не брать на все время рабочей поры, если же и брать, то н давать им дома какой-либо зелени, а грудных кормить только грудью.
      Чтобы дети в яслях не скучали, не просились домой, заведующая устраивает им разные забавы и игры, или рассказывает сказки, показывает картинки, читает книжки, учит детей молитвам. Дети по старше в несколько дней привыкают к яслям; им там бывает так весело, что сами они рвутся из дома всякий день. Они скоро привыкают и к заведующим, величают их "тетенькой", "мамкой", "няней" и так привязываются, что расстаются со слезами, когда кончается рабочая пора и приходится ясли закрывать. Во многих местах, где устраивались ясли, родители сами примечали привязанность своих детей к заведующим. Часто даже вечерами дети не хотели возвращаться домой и с неохотой оставляли место дневного своего пребывания. "Отбила ты у нас детей! - говорили, смеясь, матери заведующей, так сюда и рвутся каждый день". Так проходит время в яслях. Детям в них и весело, и сытно, и здоровы они, а родителям свободнее без них работать в поле и спокойнее на душе.


      V. Почему необходимо, чтобы сами крестьяне начали устраивать ясли-приюты.


      Итак, ясли-приюты в деревнях в рабочую пору хорошее, святое дело: и детям ясли помогают, и родителям. Поэтому нужно стараться, чтобы ясли-приюты летом устраивались в каждом селе, в каждой деревни. Одному земству устроить везде ясли совсем не под силу, потому что на все села понадобится много тысяч и сотен тысяч рублей. Земству приходится и заведующую нанять, и прислуге заплатить, и купить припасы (муку, пшено, молоко, картофель, масло), и посуду завести.
      На все это уходит много денег, и иные большие ясли стоят дорого. Отдельные добрые люди, которые устраивают ясли, могут тоже устроить их немного, разве только одни двое в том сел, где сами живут, или где либо поблизости. А потому, хотя теперь уже известно, что необходимо устраивать ясли и как много от них пользы бывает, ясли устраиваются пока в очень немногих селах, а большая часть сел и деревень по прежнему без яслей. В этих селах и детям, и родителям плохо в рабочую пору.
      Чтобы ясли стали устраиваться повсеместно, чтобы каждая деревня или село не были в рабочее время без яслей, нужно, чтобы сами крестьяне, сами сельские общества начали устраивать для себя ясли или. по крайней мере, помогали бы земству и отдельным лицами устраивать ясли. С крестьянскою помощью ясли обойдутся очень дешево, и на те же деньги, которые теперь тратятся на ясли, можно устроит их в пять, в десять раз больше.
      Ну, что стоит родителям приносить в ясли для своих детей немного хлеба, пшена, молока или картофеля? Все равно, дети дома будут есть, но если заведующим не придется покупать на кормежку детей провизии, на ясли будет истрачено меньше денег. Также всему сельскому обществу нетрудно и недорого устроить ясли на свой счет, или, хотя бы за первое время только, помочь земству подыскать для яслей квартиру, если нет школы, нанять избу и дать топливо на стряпанье обеда.
      Все это очень много сбережет денег, которые расходуются на одни ясли, а потому на отпускаемые земством деньги можно будет устроить много больше яслей. И теперь уже не редкость, что крестьяне сами помогают яслям. "Нам не то нужно, чтобы детей кормили, говорят они, прокормить мы их и дома, слава Богу, прокормим, а нам нужно, чтобы за детьми нашими присмотр был, чтобы с ними не случилось какого несчастья, или они сами не натворили бы какой беды". Кроме того, кормить детей в яслях на даровщину многим и неловко; многие зажиточные, состоятельные родители потому иногда и не хотят посылать своих детей в ясли, что стыдно, зазорно кормить их на чужой счет. Но, ведь, самое-то главное в яслях не кормежка, а надзор и уход за детьми! Кто же мешает состоятельным родителям принести в ясли хлеба, молока и других припасов и прислать своих детей? И за их детьми, так же, как и за другими, будет хорошо присмотрено.
      Во многих случаях крестьяне тех сел, где устраиваются ясли, так к ним привыкают и так понимают их пользу, что стараются всячески помочь, чтобы ясли вышли лучше, чтобы детям в них было удобнее. В одном селе, например, крестьяне обществом устроили для яслей хороший тесовый навес, где дети обедают, отдыхают и спять, в другом всю кормежку детей общество взяло на себя, доставляя провизию, и земство только наняло заведующую да прислугу. В иных местах и прислугу нанимает общество. Словом сказать, как только увидят крестьяне, что такое ясли, и как они и для детей и для родителей нужны, так и начинают им помогать. А начали помогать, значит, считают ясли своим делом, смогут и сами его для себя устроить.
      Не раз, когда ясли приходилось закрывать после уборки озимых хлебов потому что деньги отпущенные на ясли, в были уже истрачены, родители детей, предлагали заведующим на содержание и провизию для детей, только бы ясли оставались еще и на уборку их. Так им было свободно работать поле, зная, что дети их под присмотром и так детям жилось бы в яслях весело и хорошо!
      Чем больше сами крестьяне станут, таким образом, помогать яслям, тем больше может яслей открываться. И если только родители или целые сельские общества изъявят свою готовность устроить ясли и им помочь, и земства, и отдельные люди всегда охотно, со своей сторон помогут в таких случаях устроить ясли и научать, как это сделать.
      Если только крестьяне пожелают устрой ясли на свой счет, им нужно обратить в свою уездную земскую управу, а то просто к своему ближайшему сельскому доктору. Им помогут заведующую найти, научат, как и что нужно для яслей, чтобы детям было хорошо: земские доктора придут осматривать и лечить детей. И если теперь ясли еще очень редки, если много деревень и сел не имеют яслей, то с помощью самих крестьян и сельских обществ ясли будут во временем устраиваться везде. Тогда будет хорошо и крестьянским детям и их родителям.
      Теперь же земства пока заботятся устроить хотя бы несколько яслей в немногих селах, чтобы крестьяне видели и поняли всю пользу от яслей и сами стали бы их устраивать. А устроить ясли - это значит сберегать жизнь и здоровье своих детей, избавлять их от случайных несчастий и калечества, а селение от пожаров.
      Одному или нескольким домохозяевам трудно устраивать ясли, много будет расходов: для одного хозяина, даже исправного, зажиточного десятка два-три рублей большие деньги; но что не под силу одному двум, то может быть легко всему сельскому обществу. "миру - большой человек", говорят крестьяне про все общество, и справедливо говорят, потому-то дружная работа всем миром многое может сделать, что не под силу одному. Не под силу одному заплатить несколько десятков рублей", но миру почти незаметно собрать для пользы своих детей по несколько копеек со двора.
      "С миру по нитке - голому рубаха", говорить пословица. А в яслях эта рубаха придется на своих же одно сельских детей, охранить их и убережет и от лихой напасти-несчастья и от безвременной смерти; без этой рубахи, т. е. без надзора и ухода, крестьянские дети все равно, как голый человек, которому нечем прикрыть себя, обезопасить от непогоды, а сшить такую рубаху крестьянское общество "миром" всегда может.
      Может поэтому общество и ясли устроит, если только поймет пользу этого, если захочет помочь и себе и своим детям.

Хостинг от uCoz