Главная
Биография
Документы
Библиография
Статьи и заметки
Интернет ссылки

      25 февраля 1917 г. Заседание двадцать пятое
      Прения в связи с разъяснением о предпринимаемых
      правительством мерах по урегулированию продовольственного
      дела в Петрограде и по поводу законодательного предположения



      ПРЕДСЕДАТЕЛЬ М.В.Родзянко. Прошу г. секретаря Государственной Думы доложить поступившие дела.

      Секретарь Государственной Думы. От министра финансов поступил законопроект об увеличении предоставленного Государственному Банку права выпуска государственных кредитов билетов на один миллиард рублей.

      Совещание предполагало направить означенный законопроект на совместное рассмотрение комиссий финансовой и бюджетной.

      ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Угодно Государственной Думе согласиться с заключением совещания? (Баллотировка.) Принято.

      Секретарь Государственной Думы. Поступило законодательное предположение о передаче дела снабжения населения продовольствием городским и сельским самоуправлениям.

      ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Обязываюсь доложить Государственной Думе, что обсуждение означенного законодательного предположения дополнительно мною поставлено на повестку; о нем будет суждение. Г. министр земледелия желает дать разъяснение.

      Министр земледелия РИТТИХ. Гг. члены Государственной Думы. Вчера Государственная Дума обратилась с тревожным, совершенно справедливым вопросом относительно того, какие же меры предпринимаются правительством для урегулирования продовольственного вопроса в Петрограде. Это настолько важно, что требует немедленного ответа, и поэтому я, по поручению правительства, обязан вам ответить на этот вопрос. Я чрезвычайно кратко, в нескольких словах только, скажу вам о тех обстоятельствах, которые предшествовали тому тяжелому положению, свидетелями которого мы все здесь были в эти последние два дня, скажу кратко потому, что, в сущности, они общеизвестны и многое, что об этом было написано в печати, что говорилось, оно, действительно, соответствует настоящему положению вещей. Дело в том, что подход продовольственных грузов к Петрограду с самого начала февраля упал, и упал очень серьезно. Причина этого - это те стихийные явления, которые в течение почти трех недель задержали движение тех поездов, тех вагонов, которые были назначены с продовольствием для Петрограда. Я застал при моем объезде только начало этого явления. Это было в 20-х числах января - и, увидав, насколько это может отразиться тяжелыми последствиями, тем более что это сопровождалось и угольным кризисом на железных дорогах, я телеграфировал моему заместителю, чтобы он немедленно вызвал уполномоченных по продовольствию Петрограда и Москвы и точно выяснил бы ту нормировку, до которой могла бы быть доведена ежедневная выдача и понижена, дабы, во всяком случае, использовать те запасы, которые имеются, и тот подход, который, по моему глубокому убеждению, должен был сильно сократиться, использовать их с возможной экономией. Оно так и оказалось, и, к сожалению, даже хуже, чем я предвидел. Я никак не думал, что это так долго будет продолжаться, но, во всяком случае, эта норма была установлена в размере 35 вагонов в сутки, главным образом ржаной муки, пшеничная же мука была сокращена до чрезвычайности, а именно - только 5 вагонов; этого рода норма была введена в последних числах января, и, таким образом, выдачу по этой норме производили в течение более чем трех недель, почти, кажется, месяц. Первое время, вплоть до последних дней, это в отношении ржаного хлеба не вызывало сколько-нибудь ощутительных затруднений; его хватало, хвостов не было видно, и недоразумений на этой почве относительно ржаного хлеба, повторяю, не возникало. Даже были некоторые такие заявления, вот неделю тому назад, от некоторых хлебопекарен, что не весь даже хлеб разбирают ржаной, который есть, и им было даже несколько уменьшено; заявление это от крупных хлебопекарен, которые обыкновенно заявляли требования довольно значительного количества. Но вот три дня тому назад произошло именно то явление, которое, как я сказал, совершенно справедливо должно было обратить на себя тревожное внимание всех. Третьего дня, узнав об этом, я сейчас же вызвал уполномоченного и предложил ему - хотя он уже предполагал это сделать - немедленно же объехать именно те кварталы, где началось это беспокойство по поводу отсутствия черного хлеба. Он объехал эти кварталы Выборгской стороны - главным образом там это началось, - объехал все решительно булочные и хлебопекарни, которые там имеются, представил мне подробный отчет, сколько в каждой имеется муки, выданной ей, осмотрел все это, представил мне рапорт, и оказалось, что во всех них имеются достаточные запасы муки - от нескольких дней до недель. Засим выпечка, как он мне представил, идет там полным ходом во всю силу тех печей, которые там имеются. Но все они говорят, что произошло нечто необычайное: вдруг появились громадные хвосты и страшное требование именно на черный хлеб, и все они указывали, что лицо, купившее хлеб в одной лавке, сейчас же переходило и становилось в хвост у другой и т.д. и запасалось хлебом. Так по крайней мере они говорили. Вследствие этого произошло, что часть оставшихся, действительно, не получили хлеба, потому что всей той нормальной выпечки, которая обыкновенно удовлетворяла все население, не хватило при таких условиях. Из его бесед вот со всеми этими владельцами хлебопекарен, булочных и вообще той публикой, которая была, выяснилось - все они утверждают в один голос, - что явилось в населении какое-то беспокойство относительно отсутствия муки в Петрограде и на этой почве развилась прямо паника: все старались запасаться хлебом для того, чтобы делать из него сухари. Нечто подобное было недели две тому назад, но оно довольно скоро прошло, и потом эти сухари большими коробами продавались населением. Гг., отчего такая причина этой паники - это трудно точно разъяснить; это нечто стихийное, но, во всяком случае, в эти дни для нее не было оснований, потому что в Петрограде все-таки имелся и имеется достаточный запас муки, обеспечивающий по норме выдачи 35 вагонов в день больше чем на две недели. Тем не менее эта паника появилась. Засим здесь, из тех речей, которые были сказаны вчера, из того, что я слышал, может быть, другим поводом к этой панике были слухи, распространившиеся среди населения относительно того, что распределение этой муки происходит недостаточно правильно между отдельными кварталами, между отдельными хлебопекарнями. Засим, что будто бы выпечка из этой муки происходит тоже недостаточно правильно, часть ее утекает, перепродается по дорогой цене, вместо того чтобы выпекать все из нее. Все эти слухи, я думаю, в общем, может быть, и дали то сперва крайне недоверчивое отношение к этому делу, которое потом развилось в эту панику. Теперь, гг., обращаясь уже непосредственно к тому, какие же меры предполагается принять, я прежде всего разделяю их на меры относительно дальнейшего обеспечения Петрограда, дабы не жить только одним запасом, которого, как я повторяю, хватит несколько более чем на две недели. В этом отношении с начала февраля были приняты меры нашим центральным управлением продовольственной частью, чтобы назначить целый ряд маршрутных поездов до Петрограда для возмещения той страшной задержки, которая произошла вследствие стихийных явлений. И вот у меня здесь имеются сведения не только о назначении, но и о выходе этих маршрутных поездов. Эти маршрутные поезда вышли, следовательно, и уже следуют. Назначены они так: с юго-восточных по одному маршрутному поезду через день, с Рязанско-Уральской по одному маршрутному поезду через день, с Самаро-Златоустовской по одному маршрутному поезду через день, и назначены из тех мест, где по телеграммам мы удостоверились, что уполномоченные имеют возможность выполнить эти наряды. Здесь есть сведения о том, какие из них вышли, сведения о том, что вышли и находятся в ходу 19 маршрутных поездов; это составляет от 450 до 500 вагонов, считая малое количество вагонов в каждом, а именно, в среднем, 25 вагонов, хотя целый ряд маршрутных поездов с большим количеством - 41, 30, 56, 38 и т.д., но, считая даже это малое количество, это составит около 450 вагонов, следовательно, это тоже составляет примерно двухнедельное количество, которое уже идет. Конечно, мы следим и будем следить относительно его подхода. В последние дни как будто бы подход улучшился, хотя это не в счет этого, потому что я говорю только о тех нарядах, которые еще вышли и в ходу, но не подошли к Петрограду. Засим, независимо от этого, как это ни важно, разрешение этого вопроса вообще связано с разрешением продовольственного вопроса и с подходом к нам хлеба, который, как я уже не раз говорил с этой трибуны, находится, несомненно, в трудном положении, но независимо от этого, конечно, приходится обратить очень серьезное внимание и на ту панику, которая возникает даже тогда, когда непосредственных поводов к ней еще нет; отсутствия муки не было, ежедневно по норме все время выдавалось, и, повторяю, в течение трех недель это не вызывало никаких хвостов относительно ржаной муки, и население не волновалось; здесь я придаю, действительно, очень серьезное и глубокое значение вот именно тем объяснениям, которые указывают на то, что нет уверенности, что правильно распределяется эта мука, нет достаточного надзора за правильной выпечкой, не утекает ли она и проч., - это вещь очень серьезная. Раз нет этой уверенности, то, несомненно, необходимы такие меры, такие средства, чтобы население твердо и ясно знало положение вещей, не верило бы слухам, в том случае, когда это одни только слухи. При таких условиях правительство, а следовательно, и я считаем, что требуется немедленная передача распределения этих продуктов в руки той организации, которая представляет собою население Петрограда, а именно в руки Петроградского городского общественного управления. (Шингарев: это надо было сделать раньше.) Это предположение было еще два с половиною месяца тому назад, в первые дни, когда я вступил в эту должность, - я отвечаю на то, что здесь было замечено. Мне было представлено это предположение, но, увидав, что оно совершенно не вкладывается ни в рамки городового положения, ни в рамки той организации, которая предусмотрена законом 17 августа по продовольствию, я тем не менее спросил: нельзя ли не откладывать этот вопрос, а принять все же немедленно или в том или другом порядке. Я на это указывал и это предлагал городскому голове. Я по этому поводу с ним говорил, так как я считал это наиболее правильным. Он мне обещал этот вопрос внести на обсуждение Думы, дабы не откладывать передачи до разрешения вопроса в законодательном порядке. Однако городская дума признала, что ей именно необходима такая организация, которая, я повторяю, совершенно не вкладывалась ни в ту, ни в другую предусмотренную законом схему. Мне это было чрезвычайно тяжело. То, что я говорю, имеется в печатной записке Петроградского городского головы, находящейся у меня здесь в портфеле. Таким образом, тогда это не удалось. Теперь мы опять становимся перед тем же вопросом. Совершенно справедливо: для того чтобы город имел возможность справиться с этим так, как нужно, для этого, несомненно, он должен иметь известные организации, в особенности районные, образование которых не вкладывается полностью в те рамки, которые представляет городовое положение. Это является предметом того спешного законодательного предположения, которое здесь только что было оглашено. Я одно могу только сказать, что правительство окажет полнейшее срочное содействие к проведению этого предположения, не стесняясь, конечно, никакими решительно в этом отношении сроками. Засим, возвращаюсь к вопросам относительно того, что в ближайшее время в ближайшие дни надо сделать - это сводится к тому, что необходимо немедленно же передать это дело Петроградскому общественному управлению, именно передать в том порядке, как это ныне возможно сделать, не дожидаясь хотя бы срочного проведения этого закона. Вчера это дело было решено и при моих переговорах тогда же, в заседании, с городским головой выяснилось, что, как только Петроградская управа соорганизуется хотя бы несколько для того, чтобы принять это дело, оно немедленно в тот же день будет ей передано. Если она сможет принять сегодня, завтра, сегодня же или завтра это будет сделано. Но в предвидении того, что, может быть, несколько дней потребует эта передача, я просил городского голову вчера, в заседании, и он выразил согласие, чтобы теперь же все распределение продовольственных продуктов, которое производится управлением продовольственной частью Петрограда, чтобы оно происходило при непременном участии представителей города, и просил его сегодня же не отказать обеспечить это представительство в нашем управлении, и мною даны указания, чтобы это производилось в полном согласии вместе с ними. Вот, гг., какие меры приняты к тому, чтобы этот вопрос по возможности немедленно и срочно разрешить. Я полагаю, что разрешить его в полном, желательном объеме, требующем того законодательного дополнения, которое здесь внесено, возможно будет очень скоро, но, несмотря на это, приняты меры к тому, чтобы, не пропуская ни одного даже дня в этих вопросах, может быть наиболее волнующих и вызывающих панику относительно правильности распределения и проч., чтобы в этих вопросах принимали непосредственное участие представители города, и, повторяю, что как только управа скажет, что она может принять, то все дело будет ей передано. Вот, гг., те объяснения, которые я обязуюсь представить по поручению председателя Совета Министров. (Голос слева: а кто виноват?)

      ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Член Государственной Думы Некрасов.

      НЕКРАСОВ (Томская губ.). Гг. члены Государственной Думы. Я считаю своей обязанностью дать хотя бы в нескольких словах Государственной Думе отчет в тех действиях, которые были приняты вчера президиумом Государственной Думы, как о том заявлял вчера председатель Государственной Думы. Вы поймете, что обязанности товарища председателя Государственной Думы возлагают на меня обязанность быть сугубо осторожным и сдержанным в выражении своего личного мнения. Я считаю лишь долгом сказать Государственной Думе, что ее представители, участвовавшие во вчерашнем чрезвычайном Совещании, сочли своим священным долгом сказать представителям правительства ту правду о положении дела, которую они считали безусловной. Представители Государственной Думы не могли ограничиться рамками того частного продовольственного вопроса Петрограда, о котором идет речь в настоящее время. Не касаясь подробностей этого дела, я скажу, что представители Государственной Думы со всевозможной ясностью и вместе с тем сдержанностью изложили многие положения, касающиеся общей нашей жизни государственной, которые одушевляют, как нам казалось, Государственную Думу. Мы не сочли себя вправе смотреть лишь на завтрашний день, на устранение того острого кризиса, который переживает сейчас Петроград, и сочли своим долгом обратить внимание правительства на те грядущие возможности, которые заставляют с особой зоркостью и Государственную Думу, и правительство смотреть за тем, чтобы государство не потерпело рокового ущерба. В частности, по вопросу, о котором идет сейчас речь, мы считали необходимым настаивать на том решении, которое в настоящее время принято и проводится в жизнь. Мы не скрывали от себя всех тех трудностей, которые предстоят как городскому общественному управлению в Петрограде, так и тем другим органам местного самоуправления, которые сочли бы необходимым взять на себя обязанность обеспечения населения продовольствием. Мы знаем, что задача чрезвычайно трудна, и я считаю своим долгом вместе с тем сказать, что эти трудности главным образом не те, которые имеются в настоящее время. Из тех сообщений, которые были сделаны представителем власти во вчерашнем Совещании, я считаю вполне убежденно для себя возможным сделать тот вывод, что переживаемый данный острый кризис есть вещь преходящая, которая в ближайшие дни будет преодолена, что подвоз продовольственных продуктов Петрограду идет в той мере, которая позволяет населению быть спокойным за обеспечение его продовольственными продуктами на ближайшее по крайней мере время. Но вместе с тем я считаю своим долгом сказать, что те нестроения в продовольственном деле, которые всей Государственной Думе хорошо известны, не позволяют нам с полным спокойствием смотреть в будущее, а это есть то обстоятельство, которое заставляет нас, сознавая все трудности задачи, возлагаемой на городские общественные управления, настаивать на немедленной передаче дела продовольствия именно этим органам. Гг. члены Государственной Думы, мы знаем, что в руках общественных самоуправлений не будут многие из тех возможностей, которые были у правительственных органов, оказавшихся не в силах справиться с этой грандиозной задачей. Мы знаем по опыту, который имелся уже в последнее время, что между деятельностью этих органов общественных и деятельностью правительства неизбежны трения, которые будут еще осложнять и без того серьезную задачу общественных самоуправлений, и тем не менее мы считаем своей обязанностью настаивать на том, чтобы все общественные силы России выполнили тот патриотический долг, который лежит в данную минуту на них. Гг. члены Государственной Думы, при всех тех затруднениях, которые будут на пути общественных управлений, за ними будут два чрезвычайно важных фактора: один - творческая организующая роль самой идеи самоуправления, и другой - то доверие, которым облечены городские самоуправления со стороны местного населения, в особенности в тех случаях, если эти органы самоуправления поймут свою задачу, как мы на это твердо надеемся, широко и привлекут к участию в деятельности по обеспечению продовольствием широкие слои населения. Гг. члены Государственной Думы, не только важно получение хлеба в достаточном количестве в данном пункте. Серьезность этой задачи достаточно была развита перед вами во всех прениях по продовольственному вопросу, но задача поселить в населении уверенность, что полученный хлеб правильно, систематически, планомерно распределяется между всеми, кто в этом хлебе нуждается, - вот та задача, которая, как показал опыт, по силам только органам общественного самоуправления, опирающимся на широкие слои населения. Знать, что хлеб, прибывший в Петроград, поступивший затем в хлебопекарни, выпеченный в виде продукта непосредственного потребления, что он будет распределен правильно, не уйдет на сторону по повышенным ценам, что не будет людей обездоленных в то время, когда рядом будут благоденствовать, - вот эта задача есть священный долг органов общественного самоуправления. Мы считаем, что только тогда можно предъявлять к населению требование терпеть все те лишения, которые выпадали до сих пор на долю населения и которые, несомненно, при этом положении выпадут еще на его долю и впредь, - только в том случае можно предъявлять это требование к населению, когда оно само непосредственно имеет в своих руках возможность контроля, возможность наблюдения за тем, как эти основные предметы поддержания жизни населения распределяются. С этой именно точки зрения ваши представители во вчерашнем Совещании, не закрывая глаз на то, что продовольственный вопрос в Петрограде есть лишь частность общего вопроса продовольствия, что и самый этот продовольственный вопрос является частностью в общеполитическом положении страны, мы все же считали своею обязанностью воззвать через посредство Государственной Думы к органам местного самоуправления и сказать им: граждане России, которые держат в своих руках судьбы местного самоуправления, помните, что на ваших плечах сейчас тяжелая задача обеспечить правильный ход жизни в стране, взять на себя ту роль, с которой не может справиться правительство. Помните, что если вы не сделаете этого, то для государства нет выхода. Помните, что только общественная самодеятельность, только жизнь всех органов местного самоуправления в тесном контакте со всеми широкими слоями населения, только она одна может обеспечить победу государства. (Рукоплескания слева, в центре и справа.)

      ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Член Государственной Думы Шингарев. (Шум.) Член Государственной Думы Воронков, покорнейше прошу не нарушать тишины.

      ШИНГАРЕВ (г. Петроград). Гг. члены Государственной Думы. Вы присутствуете при событиях, которые подтверждают старую народную поговорку: пока гром не грянет, некоторые люди никак не могут сообразить, что им надо делать. Так вот случилось и с нашими представителями власти. Пока не разразились вот эти события на улицах Петрограда, до тех пор министр никак не мог уложить в рамки возможность для городского самоуправления взять в свои руки продовольствие. Вы знаете, гг., что теперь, очевидно, городское самоуправление Петрограда займется тем делом, которое ему будет поручено, но позвольте вам сказать, что это может быть выполнено только при одном условии. Г.Петроград, Петроградское городское самоуправление, которое еще в ноябре настаивало на том, чтобы ему было предоставлено право организовать местные органы, и которое тогда получило отказ от г.министра земледелия, теперь возьмется за это дело, если ему будет для этого предоставлено право законом, хотя, мне казалось, это и тогда возможно было сделать; вместо того чтобы приглашать гг. градоначальников Балков и Вейсов к продовольствию Петрограда, министр, который говорит, что ему это тяжело было, лучше бы предоставил это самому Петрограду сделать. Но лучше поздно, чем никогда. Однако я утверждаю, что город может взяться за это дело при одном условии - если ему будет обеспечен подвоз хлеба. Сам город не заведует железными дорогами, не заведует закупкой хлеба; как он может взять перед населением Петрограда ответственность за распределение хлеба, если этого хлеба не будут подвозить! В этом ведь весь вопрос, гг.: если хлеб будет подвезен, если в руки городского самоуправления будет дано право ввести карточную систему, создать местные органы, призвать население к самопомощи, то это город сделает, но для этого надо иметь хлеб. Вы знаете, гг., что теперь очень много испорчено, вы знаете, что рабочие заводов и фабрик волнуются на почве недостатка хлеба и общей неразберихи, но как вы к ним обратитесь: где представители рабочей группы военно-промышленного комитета, которые имели огромное влияние на рабочих? Ведь они сдерживали это настроение, им товарищи доверяли, и вот их нет теперь, они отсутствуют. То же может случиться, гг., с органами городского самоуправления. Представьте вы себе, что город организует районные комитеты при попечительствах, пригласит туда представителей кооперативов, представителей местных организаций, рабочих старост, представителей больничных касс для того, чтобы этим местным органам доверяло население, а их опять начнут арестовывать и хватать. Что же будет? Поэтому я считаю себя обязанным здесь заявить: если власть не изменит приемов управления, если она не будет подрывать деятельность городского самоуправления, если она обеспечит доставку хлеба, город с этим делом справится. Если ему будут мешать, я обязан это здесь заранее сказать, если городу будут мешать, то не на городе будет лежать ответственность за то, что здесь создастся. Заранее надо оговориться от этой ответственности, чтобы потом не было обвинений, - быть может, у них теперь одна надежда: мы до этого довели, спихнем городу. А что будет в городе? Гг., город запас миллион пудов хлеба, у него был миллион пудов хлеба. Когда начался недостаток хлеба в Петрограде, министр земледелия обратился к городскому голове с просьбой уделить 500000 пуд., потому что хлеба не хватает. Город отдал 500000 пуд., отдал еще 100000 пуд. Теперь у города осталось около 300000 пуд. с небольшим. Но если подвоз будет продолжаться так же плохо, как было, то у города его последние крохи уже исчезнут. Город выпекает ежедневно 8000 пуд. хлеба в своих хлебопекарнях, в своих хлебопекарных заводах, но если у него не останется муки, то из чего он будет печь хлеб для своих учреждений и для населения. Вы знаете, что городской голова 13 февраля обратился к председателю Совета Министров с просьбой рассмотреть наконец продовольственный вопрос. Председатель Совета Министров сказал, что он об этом подумает, но вот он думал до тех пор, пока на улицах не появились волнения. Поэтому я должен здесь заявить: только при условии, если власть обеспечит, во-первых, правильную работу городских общественных комитетов и, во-вторых, если власть обеспечит подвоз хлеба, - только при двух этих условиях городское самоуправление по совести может и обязано взять на себя распределение хлеба по столице; только при этих условиях оно выполнит свой долг и не понесет нравственной ответственности за неурядицы. Я, гг., как представитель Петрограда, как гласный Петроградской думы, счел себя обязанным это заявить, чтобы правительство знало, что это два наипервейших условия успешной работы городского самоуправления. (Голоса слева: пусть все подают в отставку.)

      ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Гг. члены Государственной Думы. Позвольте доложить вам о том порядке наших прений, который должен быть установлен. Я не предлагал Государственной Думе вопроса о том, угодно ли обсуждать заявление г.министра земледелия в настоящем заседании или нет, на том основании, что заявление это вытекает из существа рассматриваемого Государственною Думою продовольственного вопроса. Позвольте теперь спросить Государственную Думу: угодно ли Думе предварительно рассмотреть вопрос о желательности внесенного законодательного предположения и затем уже перейти к прениям сообразно с тем списком ораторов, который у нас имеется, или же непосредственно продолжить обсуждение вопроса о продовольствии, придерживаясь имеющегося списка? Ставлю на голосование, угодно ли Государственной Думе перейти к обсуждению вопроса о желательности данного законодательного предположения? (Баллотировка.) Принято. Кому угодно высказаться по вопросу о желательности, безотносительно к списку ораторов, к которому мы потом перейдем по п.1 повестки. (Голоса: просим огласить.)

      Товарищ секретаря Государственной Думы РЖЕВСКИЙ. Законодательное предположение о передаче дела по снабжению населения продовольствием городским и земским общественным самоуправлениям. Внесено за подписью 32 членов Государственной Думы 25 февраля 1917 г. "Принимая во внимание остроту создавшегося продовольственного кризиса и то, что разрешен он может быть только передачей продовольствия населения общественным самоуправлением, что последние могут выполнить его лишь при организации всех общественных сил, что мера эта, спроектированная петроградской городской думой, была опротестована петроградским градоначальником под предлогом отсутствия законного права для передачи продовольственного вопроса в руки общественным самоуправлениям, мы, не возбуждая в данный момент вопроса о законности опротестования, предлагаем Государственной Думе: 1) признать желательным издание закона, который предоставил бы общественным самоуправлениям все нужные средства для выполнения стоящей перед ним задачи; 2) на основании ст.40-й Учр. Гос. Дум. обратиться к председателю Совета Министров с вопросом, намерен ли он, ввиду неотложности дела и серьезности положения, немедленно, не выжидая 30-дневного срока, дать, в порядке ст.57-й Учр. Гос. Дум., ответ, принимает ли правительство на себя в экстренном порядке внесение соответствующего законопроекта".

      ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Таким образом, гг., по поводу этого законодательного предположения, которое было оглашено, и оглашается теперь вторично, представителем правительства дано разъяснение, что оно не будет придерживаться 30-дневного срока и, не имея возможности само быстро представить законопроект, согласно на то, чтобы этот законопроект был разработан Государственной Думой. Так по крайней мере я понял заявление г.министра земледелия. Кому угодно высказаться по этому вопросу? Сначала позвольте обратиться к прениям по существу. Желающих говорить по существу нет? Прения прекращены. Ставлю на голосование, угодно признать данное законодательное предположение желательным? (Баллотировка.) Принято. Теперь обращаемся к вопросу о направлении. В какую комиссию угодно направить это законодательное предположение. (Голоса: в городскую.) Член Государственной Думы Ржевский.

      РЖЕВСКИЙ (Московская губ.). Гг. члены Государственной Думы. По внесенному сейчас предложению, выслушанному вами, говорится только о снабжении жителей городов, и посему, казалось бы, законопроект должен был быть передан в комиссию по городскому самоуправлению. Я должен обратить внимание на то, по точь-в-точь в таком же бедственном положении в смысле снабжения населения находятся земские учреждения северных губерний (голоса слева: правильно), поэтому, следовательно, и земским учреждениям должно быть предоставлено то право, которое по этому законопроекту должно быть предоставлено городским самоуправлениям (голоса слева: правильно), а посему я позволяю себе предложить передать этот законопроект на совместное обсуждение комиссий по земскому и городскому самоуправлению (голоса слева: а срок), причем срок этот не потребует долгого времени, нисколько не удлинит, - и сроком можем мы назначить вторник следующей недели, в ближайшее нормальное заседание Государственной Думы.

      ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. По вопросу о направлении - член Государственной Думы Чхеидзе.

      ЧХЕИДЗЕ (Тифлисская губ.). Гг. члены Государственной Думы. Посмотрим, что из этого выйдет, то, что сейчас предлагается. Приложим усилия, чтобы из этого вышло что-нибудь серьезное, время это покажет. А пока должен заявить, что есть местности в России, лишенные земств и местных самоуправлений. К таким местностям, между прочим, принадлежит Кавказский театр военных действий, где продовольственный вопрос стоит острее, чем где бы то ни было. Я, собственно, не знаю, как будет решен этот вопрос в Туркестанском крае или вообще в тех местностях России, где земского самоуправления нет, очевидно, они исключаются из кругозора авторов законопроекта, или, может быть, они об этом вспомнят. Мы, во всяком случае, обращаем внимание на это: может быть, с своей стороны, мы найдем нужным предложить некоторые меры при обсуждении законопроекта. Во всяком случае, на эту сторону вопроса я сейчас предлагаю обратить внимание. Кроме того, я должен сказать, что этим свойством - "пока гром не грянет и т.д." - могут обладать такие люди, которых Андрей Иванович Шингарев не имел в виду сегодня. Этому свойству, может быть, не чужды и у нас. Когда ударили обстоятельства, мы очень быстро хотим провести этот законопроект, но я боюсь, что это свойство крепко в нас сидит, и поэтому не угодно ли назначить срок для проведения этого законопроекта - в понедельник чтобы он был готов. Мы предлагаем не откладывать в долгий ящик, а то нас старый грех заест: сегодня несколько пудов хлеба больше, и мы успокоимся и это положим под спуд.

      ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Кому угодно говорить по вопросу о направлении? Желающих говорить нет. Прения закончены. Ставлю на голосование сначала вопрос о том, угодно ли Государственной Думе передать рассматриваемое законодательное предположение на совместное рассмотрение двух комиссий: по городским делам и земскому самоуправлению? (Баллотировка.) Принято. Член Государственной Думы Керенский.

      КЕРЕНСКИЙ (Саратовская губ.). Господа. Я считаю, что голосование по поводу объяснения министра Риттиха должно быть произведено сегодня. По-моему, прений по этому вопросу не должно быть, так как положение совершенно ясно. Министр ничего нового нам не сказал; поэтому я предлагаю сейчас же проголосовать ту формулу, которую я вношу в Государственную Думу, - формулу перехода к очередным делам по поводу объяснения министра Риттиха: "Выслушав объяснения г.министра земледелия и считая их совершенно неудовлетворительными, Государственная Дума признает, что дальнейшее пребывание у власти настоящего Совета Министров совершенно нетерпимо. Во-вторых, что интересы государства требуют создания правительства, подчиненного контролю всего народа. В-третьих, что немедленно населению должны быть гарантированы: свобода слова, собраний, организаций и личности. В-четвертых, что продовольственное дело должно взять в свои руки само население, свободно соорганизовавшись в обывательские и фабрично-заводские комитеты, подчинив деятельность городских самоуправлений интересам трудящихся классов. Принимая это к сведению, Государственная Дума переходит к очередным делам".

      ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. По мотивам голосования - член Государственной Думы Чхеидзе.

      ЧХЕИДЗЕ (Тифлисская губ.). Гг. члены Государственной Думы. Я совершенно не желаю возражать против той формулы, которую огласил мой товарищ Керенский с этой трибуны, но я все-таки не могу согласиться с тем, что мы еще раз имели удовольствие выслушать, гг., представителя правительства после того, что произошло за эти дни. И поэтому мы не можем отказать себе в некотором, так сказать, праве еще раз высказаться по тому, что объяснил нам г.министр. Поэтому я предлагаю, не откладывая это заседание, продолжить обсуждение этого вопроса, выслушать с этой трибуны еще раз и еще раз зафиксировать в памяти населения то, что нужно сказать; потом хватит времени, я думаю, и для разработки того законопроекта, который вы сейчас предлагаете.

      ПРЕДСЕДАТЕЛЬ. Гг. члены Государственной Думы. Мною был поставлен на голосование Государственной Думы вопрос о том, угодно ли прекратить сегодняшнее заседание. Поэтому, никаких формул на голосование я в настоящее время поставить не могу и ни к какому другому голосованию перейти не могу. Если Государственная Дума прервет заседание, то, таким образом, все эти предложения отпадут. Прения объявляю законченными. Ставлю на голосование вопрос - угодно ли Государственной Думе прекратить сегодняшнее заседание, назначить следующее заседание на вторник, 28 февраля, 11 ч. утра, при той же повестке? (Баллотировка.) Принято. Объявляю заседание Государственной Думы закрытым.

      Наверх
Хостинг от uCoz