Главная
Биография
Библиография
Интернет ссылки

КОКОШКИН Фёдор Фёдорович (1871, г. Холм Люблинской губ. – 7.1.1918, Петроград), общественный и политический деятель, правовед. Из старинного дворянского рода; внук драматурга, директора Московских императорских театров Ф.Ф. Кокошкина. Окончил с отличием Владимирскую классическую гимназию (1889) и юридический ф-т Московского ун-та (1893), кандидат на судебную должность в Московском окружном суде. За соч. «“Политика” Аристотеля» оставлен при ун-те по кафедре государственного права для подготовки к профессорскому званию. И.о. помощника секретаря Московского юридического об-ва, участвовал в редактировании «Сборника правоведения и общественных знаний». Первая научная работа Кокошкина – «К вопросу о юридической природе государства и органов государственной власти» (1896). После сдачи магистерского экзамена Кокошкин зачислен на должность приват-доцента (1897), откомандирован за границу для продолжения образования, слушал лекции в Гейдельберге, Страсбурге, Берлине и Париже (Сорбонна).

Кокошкин Ф.Ф.
По возвращении в конце 1899 в Россию Кокошкин читал в Московском ун-те спецкурс о местном самоуправлении, руководил практическими занятиями студентов по государственному праву. Преподавал также в лицее памяти цесаревича Николая. Одновременно с научной и преподавательской работой Кокошкин активно участвовал в земской деятельности в качестве гласного Звенигородского уездного земского собрания (где находилось его родовое имение) (1897), Московского губернского земского собрания (1900), где работал в комиссиях финансовой и по народному образованию, «о мелкой земской единице», о пересмотре земского избирательного права; член Московской губернской земской управы (1903), зав. ее экономическим отделом, ведавшим вопросами сельскохозяйственной и кустарной промышленности; и.о. помощника секретаря Московской городской думы.

С 1903 под влиянием Д.Н. Шипова и С.А. Муромцева Кокошкин стал участвовать в деятельности кружка «Беседа», «Союза земцев-конституционалистов», «Союза освобождения». В 1904 в составе «освобожденческой» группы юристов (Н.Ф. Аненнский, И.В. Гессен, В.М. Гессен, П.И. Новгородцев, С.А. Котляревский, И.И. Петрункевич, Г.И. Шрейдер) участвовал в подготовке проекта Основного закона Российской империи («освобожденческого» проекта русской конституции), «11 пунктов» политической программы, принятой земским съездом в ноябре 1904, сыгравшей важную роль в развитии либерально-оппозиционного движения. Активный деятель Организационного бюро, осуществлявшего руководство земско-городскими съездами 1905. Участвовал в выработке так наз. «муромцевского» или «земского» проекта конституции, представленного июльскому земскому съезду 1905. По поручению бюро на земском съезде в апреле 1905 Кокошкин выступил с программным докладом «Об основаниях желательной организации народного представительства в России» (летом 1905 опубликован в газете «Русские ведомости», в 1906 издан отдельной брошюрой). В докладе Кокошкин обосновал необходимость создания в России двухпалатного народного представительства с законодательными функциями и основанного на всеобщем избирательном праве.

«Во всеобщем избирательном праве, – подчеркивал Кокошкин, – кроется тот секрет могущества, который повелевает и господствует над людьми. Оно есть величайшая политическая сила новейших времен... Нужно привлечь весь народ к государственной жизни, выйти на общий суд, чтобы узнать, что будет осуждено и что оправдано» (Кокошкин Ф.Ф. Об основаниях желательной организации народного представительства в России. М., 1906. С. 48-52). По мнению Кокошкина «без участия народных масс у нас невозможны никакие прочные реформы, невозможен переход от старого порядка к новому» (Там же. С. 48). Кокошкин предложил на рассмотрение делегатов съезда конкретную программу действий: 1) преобразование земских и городских учреждений на демократических началах; 2) установление взаимодействия между центральными и местными органами в виде особой Земской палаты, состоящей из выборных от губернских земских собраний и городских дум значительных городов (Там же. С. 92). Принятые апрельским съездом резолюции стимулировали процесс дальнейшей разработки проекта конституции. Совместно с Муромцевым, Н.Н. Щепкиным и Н.Н. Львовым Кокошкин участвовал в разработке так наз. «муромцевского» или земского проекта русской конституции. Одновременно они подготовили проект избирательного закона. Опубликованный в газете «Русские ведомости» «Проект Основного государственного закона Российской империи», по мнению Кокошкина, способствовал «усилению интереса к конституционным вопросам и уяснению структуры конституционного государства» (Кокошкин Ф.Ф. С.А. Муромцев и земские съезды // С.А. Муромцев: Сб. ст. М., 1911. С. 225, 227).

Ф.А.Головин. М.Ф.Кокошкина, Андрей Белый, Ф.Ф.Кокошкин. Январь 1917. Бумага, тушь
По поручению Организационного бюро на земско-городском съезде в сентябре 1905 г. Кокошкин выступил с докладом «О правах национальностей и децентрализации». Отстаивая лозунг «единой и неделимой империи», Кокошкин решительно высказался против леворадикальных требований политического самоопределения наций и федеративного устройства государства, считая их лежащими «вне области практической политики». По мнению Кокошкина до полного политического освобождения России не следует во всем объеме ставить и проблему местной автономии, ибо «практическая постановка вопроса о разделении России на автономные области и о предоставлении автономии отдельным областям одновременно с вопросом об изменении формы правления угрожает серьезной опасностью самому делу политической и гражданской свободы в нашем обществе». И только «после установления прав гражданской свободы и правильного народного представительства с конституционными правами для всей империи должен быть открыт законный путь для установления местной автономии» (Кокошкин Ф.Ф. О правах национальностей и децентрализации. М., 1906. С. 33, 34, 45-46). При этом, подчеркивал Кокошкин автономия должна вводиться постепенно, по мере «выяснения потребностей в ней местного населения и естественных границ автономных областей». Для введения автономии требовалось издание «особого императорского указа» об образовании той или иной автономной области. «Местная автономия, – отмечал Кокошкин, – не нарушает государственного единства, если она устанавливается общегосударственным законом, определяющим ее границы» (Кокошкин Ф.Ф. Областная автономия и единство России. М., 1906. С. 14).
Имперским законом должны быть определены как пределы автономии, так и разграничительные функции между общеимперским и местным законодательными собраниями. Принятые местными представительными собраниями законы могли получить юридическую силу только в том случае, если они будут утверждены представителями центральной власти. В логике размышлений Кокошкина речь шла о распространении на автономную область прав местного самоуправления. Исключение из общего правила представляла только Польша, которая «по установлению общеимперского представительства с конституционными правами» должна быть выделена «в особую автономную единицу с сеймом, избранным на основании всеобщего, прямого, равного и тайного голосования, при сохранении государственного единства империи». Для др. национальностей, по мнению Кокошкина в данный момент должно стать требование культурного самоопределения. «Всякие стеснения в этой области по отношению к народностям, не имеющим сил развивать собственную национальную культуру... замедляют и осложняют естеств. мирный процесс слияния их с преобладающими народностями по отношению к народностям более развитым и сильным и приводят к противоположным своей цели результатам, вызывают с их стороны ожесточенный отпор и сепаратистские стремления» (Кокошкин Ф.Ф. О правах национальностей и децентрализации. С. 6-7, 32-33, 44). Декларируя лозунг культурного самоопределения, Кокошкин вместе с тем высказывался за сохранение единого государственного языка. Основные положения доклада Кокошкина были положены в основу раздела программы кадетской партии по национальному вопросу.

Один из основателей и руководителей Конституционно-демократической партии, бессменный член ее ЦК, «блюститель принципов», по выражению П.Н. Милюкова. Участвовал в выработке партийной программы, обладая признанным авторитетом в области национальных проблем, выступил автором соответствующего программного раздела. Входя в состав организационной комиссии по подготовке Учредительного съезда конституционно-демократической партии, Кокошкин являлся одним из ее основателей и руководителей, участвовал в разработке основополагающих партийных документов, законодательных проектов и предложений, избирательных платформ. ЦК поручал Кокошкину подготовку наиболее важных и ответственных докладов и выступлений на партийных съездах, особенно в случаях, когда предстояло корректировать программу и менять тактический курс. Кокошкин играл ключевую роль в переговорах с графом С.Ю. Витте (октябрь 1905) о формировании нового кабинета. В ноябре 1905 Кокошкин выступил с программной речью на земско-городском съезде, в которой настаивал на необ-ходимости предоставления автономии Польше, что, по его мнению, способствовало бы сохранению единства империи и политической стабилизации в стране в период системного кризиса. По поручению ЦК Кокошкин выступил с докладом на 2-м съезде партии (январь 1906), в котором теоретически обосновал необходимость участия ее в выборах в Гос. Думу по закону 11.12.1905 и необходимость отказа партии от лозунга немедленного созыва Учредительного собрания. По предложению Кокошкина съезд внес уточнения в § 13 программы партии о форме государственного устройства: «Россия должна быть конституционной и парламентарной монархией. Государственное устройство России определяется Основным законом» (Съезды и конференции Конституционно-демократической партии. М., 1997. Т. 1. С. 190). После 2-го съезда, взявшего курс на подготовку выборов в Думу, Кокошкин принял участие в избирательной кампании, показав себя мастером полемики с политическими конкурентами. По поручению ЦК в феврале 1906 Кокошкин подготовил полемическую брошюру «Конституционная партия перед судом Союза 17 октября». В марте 1906 совместно с Муромцевым Кокошкин разрабатывал проект избирательного закона, одобренный ЦК. Совместно с Ф.И. Родичевым и В.Д. Набоковым Кокошкин разработал проект закона о правах национальностей. Был избран в комиссию ЦК по выработке законопроекта о выборах в земские и городские учреждения.

Приват-доценты Московского университета, подавшие прошения об отставке
14.4.1906 Кокошкин избран в 1-ю Гос. Думу от съезда городских избирателей. Был товарищем (заместителем) секретаря Думы. Член бюро Конституционно-демократической фракции и «распорядительной комиссии», задачей которой было оперативное принятие тактических решений и подготовка заявлений от имени кадетской партии по самым неотложным вопросам. Член думских комиссий: по составлению ответного адреса, по поверке прав членов Думы и составлению Наказа, о неприкосновенности личности, бюджетной, редакционной, о гражданском равенстве, о собраниях. Являлся главным экспертом по «конституционным вопросам». Подписал законопроекты: «О гражданском равенстве», «О неприкосновенности членов Государственной Думы». Выступал с думской трибуны свыше 10 раз, в т.ч. по поводу избрания бюро Гос. Думы, о декларации Совета министров, о способе избрания аграрной комиссии, о гражданском равенстве, о передаче в аграрную комиссию записки 33-х, о собраниях, о Белостокском погроме, о правительственном аграрном сообщении. Блестящий оратор, Кокошкин выступал с критикой министерской декларации И.Л. Горемыкина, участвовал в обсуждении вопросов о гражданском равенстве, равноправии национальностей, в полемике с трудовиками по аграрному вопросу. Выступал за проведение глубоких демократических социальных реформ на основе «материальных жертв» со стороны состоятельных классов в пользу обездоленной массы населения страны, создания государственного порядка, обеспечивавшего каждому гражданину «достойное существование». В выступлениях призывал к разрешению общественных противоречий путем создания в России правового государства. Oт имени 151 депутата внес на рассмотрение Думы проект основных положений закона о гражданском равенстве, в установлении которого видел не только торжество справедливости, но и один из главных устоев правового государства. Выступал также по вопросу политической амнистии, неприкосновенности депутатов, создания аграрных совещаний на местах. По решению кадетской фракции речи Кокошкина в 1-й Думе изданы отдельной брошюрой.

Кокошкин – один из авторов Выборгского воззвания, посредством которого рассчитывал показать населению пример конституционной борьбы «сознательных граждан» в противовес бунту «вчерашних рабов». По решению Петербургской судебной палаты приговорен к 3-хмесячному тюремному заключению, которое отбывал в Таганской губернской тюрьме (Москва) с 13.5 по 11.8.1907; по постановлению Московского дворянского собрания от 29.1.1907 исключен из его состава.

Потеряв право вновь быть избранным в Думу, Кокошкин занялся политической публицистикой, вернулся к преподавательской работе. Фактический редактор кадетской газеты «Новь» (Москва, декабрь 1906 – апрель 1907). Читал лекции в Московском университете (с сентября 1907), преподавал в Коммерческом ин-те и Народном университете им. A.Л. Шанявского, позднее – на Высших женских юридических курсах. Постоянный сотрудник газеты «Русские ведомости» (с конца 1907). Статьи Кокошкина о парламентаризме и национальном вопросе (местная автономия, русско-финляндские отношения) вызвали заметный общественный резонанс. Писал также для газет «Дума», «Право», «Путь», «Речь», «Свободный народ»; журналов «Новый путь», «Русская мысль», «Финляндия», «Юридический вестник», «Юридическая библиография»; отдельные статьи Кокошкина опубликованы в зарубежных газетах «Le Radical» и «Le Genevois» (Женева). Вел активную работу в ЦК кадетской партии и ее Московском городском комитете, оказывал заметное влияние на выработку партийной политики. В феврале 1911 вместе с группой профессоров покинул Московский ун-т и знак протеста против политики министра народного просвещении Л.А. Кассо.

По поручению ЦК активно включился в разработку национального вопроса, подготовил «Проект закона об устройстве Царства Польского», который в ЦК называли «проектом Кокошкина». Полагал, что Польша должна и впредь оставаться частью России, но в своих этнографических границах выделяться в особую автономную единицу с законодательным однопалатным сеймом, избранным на основе всеобщего избирательного права; во главе управления Польши должен стоять наместник (назначаемый императором), в компетенцию которого включалось назначение и увольнение министров, а за монархом оставалось право роспуска сейма и утверждения всех принимаемых им законов. Проект, предусматривавший отмену вероисповедных ограничений, введение в употребление «местных языков» в делопроизводство и преподавание, был передан в думскую кадетскую фракцию и стал для кадетов моделью для разработки финляндского и литовского вопросов.

Творчески разрабатывая теорию права, Кокошкин синтезировал позитивистские, социологические, психологические идеи современных германских юристов, в т.ч. Г. Еллинека и П. Лабанда, рассматривал правовые нормы в органическом единстве с эволюцией социально-политических систем. По мнению Кокошкина, логика прогресса в истории человеческого об-ва заключается в преодолении иррационализма и постепенном накоплении рационалистических начал в об-ве, которые с помощью сознательного государственного правового регулирования включаются в процесс правового строительства. Будучи продуктом общественного развития государство, подчеркивал Кокошкин, представляет не простую совокупность индивидов, а известное отношение между ними, которое может быть осмыслено с помощью многофакторных методов социологических и политических наук. По мнению Кокошкина, основу об-ва составляют отношения солидарности, образующие устойчивые социальные объединения: союзы людей (родовые, территориальные, профессиональные, личные), эволюционно сменявшие друг друга. Развитие общественных потребностей и появление несовпадающих интересов является причиной конфликта между различными индивидуумами и союзами. Необходимость разрешения конфликтов более цивилизованными методами с логической неизбежностью приводит к возникновению организации более высокого уровня, основная задача которой – урегулирование социальных отношений. Суть социального прогресса, отмечал Кокошкин, состоит в уменьшении принудительной роли государства по отношению к личности за счет усиления его воспитательной и образовательной функций.

Кокошкин рассматривал проблему соотношения государства и об-ва в качестве совокупности общественно-признанных норм, которые обеспечивают удовлетворение интересов людей «посредством установления взаимодействия их воль» (Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. 2-е изд. М., 1912. С. 120-124). Рассматривая государство как результат накопления в течение многих веков «запаса культуры» (Там же. С. 54), Кокошкин считал, что оно по мере общей эволюции рационализируется и демократизируется, постепенно становясь правовым государством. «Правовое государство, – писал он, – есть государство, которое в своих отношениях к подданным связано правом, подчиняется праву, иными словами – государство, члены которого по отношению к нему имеют не только обязанности, но и права, являются не только подданными, но и гражданами» (Там же. С. 261). Кокошкин поставил и разрабатывал вопрос о пределах государственного вмешательства в общественную и личную жизнь граждан. При этом он постоянно подчеркивал мысль, что «внутренняя, духовная сторона человеческой жизни остается недоступной для непосредственного планомерного воздействия государственной власти» (Там же. С. 107). Учитывая новейшие тенденции в области общественных наук, Кокошкин разделял положение о том, что «в настоящее время граждане ждут и требуют от государственной власти не только внешней защиты и охраны внутреннего порядка, но и широкого содействия их материальному и духовному благосостоянию и развитию» (Там же. С. 104). Применительно к России Кокошкин поставил и разработал проблему перехода от абсолютизма к конституционной монархии. Учитывая российские реалии, он акцентировал внимание на постепенности такого перехода. Именно в этом ключе он вел поиски оптимальной модели государственного переустройства России, включая вопросы разделения властей, создания и функционирования двухпалатного народного представительства. Причем проблему разделения властей Кокошкин трактовал в русле разделения функций между ветвями власти, действовавшей в рамках единой управленческой системы. Одновременно Кокошкин разрабатывал проблемы соотношения централизации и децентрализации, автономии и федерализма, местного самоуправления.

Второе коалиционное Временное правительство России (1917)
Продолжая разрабатывать концепцию будущего государственного устройства России, Кокошкин утверждал, что «парламентаризм в соединении с демократическим избирательным правом представляет наиболее желательную для нашего отечества форму государственного быта». Образцом парламентской системы для Кокошкина была Великобритания. В аналитическом программном докладе «Об общем политическом положении», с которым Кокошкин выступил на съезде кадетских комитетов Подмосковных губерний 3.1.1916, он заявил: суть дела состоит «не в том, что будет или не будет революция, а будут ли достигнуты те цели, для достижения которых многие считают революцию необходимой... Революция тогда и только тогда имеет значение, когда общество внутри себя готово к созданию нового строя, когда оно сговорилось и относительно основ этого строя, и относительно способа его осуществления». Подводя итог своим теоретическим размышлениям, Кокошкин считал, что в данный момент такой готовности у русского общества нет, а поэтому «не нужно возлагать преувеличенных надежд ни на революцию, ни на переворот иного рода» (ОР РГБ. Ф. 225. Оп. 5. Д. 15. Л. 1-6).

Февральскую революцию 1917 Кокошкин принял как необходимую оборонительную меру ввиду нависшей над страной смертельной опасностью военного поражения. Дальнейшее развитие событий он мыслил лишь в форме парламентской борьбы во всенародном представительном собрании, призванном закрепить революционные завоевания в правовых нормах. Вместе с М.М. Винавером Кокошкин подготовил первое воззвание Временного правительства. Возглавил Юридическое совещание (март 1917), задачей которого было определение путей и характера преобразования государственного строя страны, и Особое совещание для подготовки проекта Положения о выборах в Учредительное собрание (май 1917). В докладе на 7-м съезде кадетской партии (25.3.1917) высказался за установление в стране демократической парламентской республики и изложил три основные принципа общественного порядка: «неприкосновенность начал гражданской свободы и равенства»; полное господство народной воли; осуществление «начал социальной справедливости, широких реформ, направленных к удовлетворению справедливых требований трудящихся классов». В докладе «Об автономии и правах национальностей» на 8-м съезде кадетской партии (9-12.5.1917), сохраняя верность лозунгу «единой и неделимой России», Кокошкин высказался за предоставление народностям не территориальной, а широкой культурно-национальной автономии с одновременным осуществлением демократизации управления и законодательства. 21.5.1917 постановлением Временного правительства Кокошкин назначен председателем 1-го департамента Сената. По его инициативе и при непосредственном участии разработаны общетеоретические принципы избирательной системы по выборам в Учредительное собрание и конкретные вопросы о сроках его созыва и об оптимальном количестве депутатов, структуре и пределах компетенции. Кокошкин сыграл ключевую роль в разработке основных принципов управления страной в переходный период. Согласно подготовленному им проекту, Учредительное собрание, еще до принятия им конституции, должно было организовать на началах парламентаризма временную исполнительную власть, избрать временного президента, который через ответственное министерство осуществлял бы исполнительные властные функции. Временный президент, избираемый тайным голосованием на срок, не превышающий один год, наделялся правами «почина по делам законодательства и издания указов, контроля за исполнением законов должен был исполнять председательские функции во время заседаний Совета министров. Однако его указы и распоряжения должны были скрепляться подписью председателя Совета министров или одного из министров (Кокошкин Ф.Ф. Учредительное собрание. Пг., 1917. С. 21).

Кокошкин входил во 2-й коалиционный кабинет Временного правительства (июль-август 1917), получив портфель государственного контролера; был лидером министров-кадетов. Разочаровавшись в способности А.Ф. Керенского предотвратить сползание страны в хаос и анархию, возлагал надежды на военный план генерала Л.Г. Корнилова. После поражения его выступления покинул правительство. После Октябрьской революции активно участвовал в кампании по выборам в Учредительное собрание; 20.8.1917 на заседании ЦК Партии народной свободы выступал за установление военной диктатуры. 27.8.1917 подал в отставку из правительства в знак протеста против предоставления диктаторских полномочий А.Ф. Керенскому, получил ее с 31.8.1917. В октябре 1917 избран в Предпарламент. Избран депутатом Учредительного собрания от Московского столичного избирательного округа по списку № 1 (кадеты). 28.11.1917 арестован в числе др. депутатов-к.-д. на квартире графини С.В. Паниной и заключен в Петропавловскую крепость. Вследствие обострения туберкулеза 6.1.1918 переведен в Мариинскую тюремную больницу, где в ночь на 7.1.1918 был зверски убит вместе с А.И. Шингарёвым матросами и красногвардейцами. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Принадлежал к одной из масонских лож союза Великого Востока народов России.

Родственные связи:
Отец: Федор Федорович (ум. 1874), надворный советник, комиссар по крестьянским делам.
Мать: начальница земской женской гимназии.
Брат: Владимир (1874—11.11.1926), адвокат.
Жена (с 1903): Мария Филипповна (1878—1948). Имел дочь.


_________________________________________

Материалы по Кокошкину даны по следующим изданиям:
  • Государственная Дума Российской империи: Энциклопедия, 1906-1917 гг. М.: РОССПЭН, 2008.
  • Отечественная история. С древнейших времен до 1917 года. Энциклопедия в 5-и томах. М.: Большая российская энциклопедия, 1994-2000. ТТ. 1-3.
  • Политические партии России. Конец XIX – первая треть ХХ века. Энциклопедия. М.: РОССПЭН, 1996.
  • Российский либерализм середины XVIII – начала ХХ веков: Энциклопедия. М.: РОССПЭН, 2010.
  • Серков А.И. Русское масонство. 1731-2000 гг. Энциклопедический словарь. М.: РОССПЭН, 2001.

    Макаров В.В.


    Наверх

  • Хостинг от uCoz