Главная
Биография
Документы
Библиография
Статьи и заметки
Интернет ссылки

      Программа Конституционно-демократической партии


      I. Основные права граждан


      1. Все российские граждане, без различия пола, вероисповедания и национальности, равны перед законом. Всякие сословные различия и всякие ограничения, личных и имущественных прав поляков, евреев и всех без исключения других отдельных групп населения должны быть отменены.

      2. Каждому гражданину обеспечивается свобода совести и вероисповедания. Никакие преследования за исповедуемые верования и убеждения, за перемену или отказ от вероучения не допускаются. Отправление религиозных и богослужебных обрядов и распространение вероучений свободно, если только совершаемы при этом действия не заключают в себе каких- либо общих проступков, предусмотренных уголовными законами. Православная церковь и другие исповедания должны быть освобождены от государственной опеки.

      3. Каждый волен высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно обнародовать их и распространять путём печати или иным способом. Цензура, как общая, так и специальная, как бы она ни называлась, упраздняется и не может быть восстановлена. За преступления и проступки, совершенные путём устного и печатного слова, виновные отвечают только перед судом.

      4. Всем российским гражданам предоставляется право устраивать публичные собрания как в закрытых помещениях, так и под открытым небом для обсуждения всякого рода вопросов.

      5. Все российские граждане имеют право составлять союзы и общества, не испрашивая на то разрешения.

      6. Право петиции предоставляется как отдельным гражданам, так и всякого рода группам, союзам, собраниям и т. д.

      7. Личность и жилище каждого должны быть неприкосновенны, Вход в частное жилище, обыск, выемка в нём и вскрытие частной переписки допускается только в случаях, установленных законом, и не иначе, как по постановлению суда. Всякое задержанное лицо в городах и других местах пребывания судебной власти в течение 24-х часов, а в прочих местностях империи не позднее, как в течение 3-х суток со времени задержания, должно быть или освобождено, или представлено судебной власти. Всякое задержание, произведенное без достаточного основания или продолженное сверх законного срока, дает право пострадавшему на возмещение государством понесенных им убытков.

      8. Никто не может быть подвергнут преследованию и наказанного иначе, как на основании закона судебной властью и установленным законом судом. Никакие чрезвычайные суды не допускаются.

      9. Каждый гражданин пользуется свободой передвижения и выезда за границу. Паспортная система упраздняется.

      10. Bcе вышеозначенные права граждан должны быть введены в основной закон Российской империи и обеспечены судебной защитой.

      11. Основной закон Российской империи должен гарантировать всем населяющим империю народностям, помимо полной гражданской и политической равноправности всех граждан, право свободного культурного самоопределения, как-то: полную свободу употребления различных языков и наречий в публичной жизни, свободу основания и содержания учебных заведений и всякого рода собраний, союзов и учреждений, имеющих целью сохранение и развитее языка, литературы и культуры каждой народности и т. п.

      12. Русский язык должен быть языком центральных учреждений, армии и флота. Употреблено наряду с общегосударственным местных языков в государственных и общественных установлениях и учебных заведениях, содержимых на средства государства или органов самоуправления, регулируется общими и местными законами, а в пределах их- самими установлениями. Население каждой местности должно быть обеспечено получение начального, а по возможности и дальнейшего образования на родном ЯЗЫКЕ.


      II. Государственный строй


      13.Конституционное устройство Российского государства определяется основным законом.

      14.Народные представители избираются всеобщею, равною, прямою и тайною подачей голосов, без различия вероисповедания, национальности и пола.
      Партия допускает в своей среде различие мнений по вопросу об организации народного представительства, в виде одной или двух палат, из которых вторая палата должна состоять из представителей от органов местного самоуправления, реорганизованных на началах всеобщего голосования и распространенных на всю Россию.

      15. Народное представительство участвует в осуществлении законодательной власти, в установлении государственной росписи доходов и расходов и в контроле за законностью и целесообразностью действий высшей и низшей администрации.

      16. Ни одно постановление, распоряжение, указ, приказ и тому подобный акт, не основанный на постановлении народного представительства, как бы он ни назывался и от кого бы ни исходил, не может иметь силы закона.

      17. Государственная роспись, в которую должны быть вносимы все доходы и расходы государства, устанавливается не более, как на один год, законодательным порядком. Никакие налоги, пошлины и сборы в пользу государства, а равно и государственные займы не могут быть устанавливаемы иначе, как в законодательном порядке.

      18. Членам собрания народных представителей принадлежишь право законодательной инициативы.

      19. Министры ответственны перед собранием народных представителей, членам которого принадлежит право запроса и интерпелляции.


      III. Местное самоуправление и автономии


      20. Местное самоуправление должно быть распространено на все Российское государство.

      21. Представительство в органах местного самоуправления, приближенное к населению путём учреждения мелких самоуправляющихся единиц, должно быть основано на всеобщем, равном, прямом и закрытом голосованием без различия пола, вероисповедания и национальностей, причём собрания высших самоуправляющихся союзов могут быть образованы путём избрания собраниями низших таких же союзов, Губернским земствам должно быть предоставлено право вступать во временные и постоянные союзы между собою.

      22. Круг ведомства органов местного самоуправления должен простираться на всю область местного управления, включая полицию безопасности и благочиния и за исключением лишь тех отраслей управления, которые в условиях современной государственной жизни необходимо должны быть сосредоточены в руках центральной власти, с предоставлением в пользу органов местного самоуправления части средств, поступающих в настоящее время в государственный бюджет.

      23. Деятельность местных представителей центральной власти должна сводиться к надзору за законностью деятельности органов местного самоуправления, причём окончательное решение по возникающим в этом отношении спорам и сомнениям должно принадлежать судебным учреждениям.

      24. После установления прав гражданской свободы и правильного представительства с конституционными правами для всего российского государства должен быть открыт правомерный путь в порядке общегосударственного законодательства для установления местной автономии и областных представительных собраний, обладающих правом участия в осуществлении законодательной власти по известным предметам, соответственно потребности населения.

      25. Немедленно по установлении общеимперского демократического представительства, с конституционными правами, в Царстве Польском вводится автономное устройство с сеймом, избираемым на тех основаниях, как и общегосударственное представительство, при условии сохранения государственного единства и участии в центральном представительств неодинаковых с прочими частями империи основаниях. Границы между Царством Польским и соседними губерниями могут быть исправлены в соответствии с писменным составом и желанием местного населения, причём в Царстве Польском должны действовать общегосударственные гарантии гражданской свободы и права национальности на культурное самоопределение и должны быть обеспечены права меньшинства.


      IV. Суд


      26. Финляндия. Конституция Финляндии, обеспечивающая ее особенное государственное положение, должна быть всецело восстановлена. Всякие дальнейшие мероприятия, общие империи и Великому Княжеству Финляндскому, должны быть впредь делом соглашения между законодательными органами империи и Великого Княжества.

      27. ВСЕ отступления от начал Судебных Уставов 20го ноября 1864 года, устанавливающих отделение судебной власти от административной (несменяемость, независимость и равенство всех перед судом), как внесенный позднейшими новеллами, так и допущенные при самом составлении Уставов, упраздняются. В этих видах прежде всего:
      a. не подлежит никаким ограничениям правило о том, что никто не может быть подвергнуть наказанию без вошедшего в силу приговора компетентного суда;
      b. всякое вмешательство министра юстиции в назначение на судейские должности или перемещение судей, а тем более в производство судебных дел, устраняется. Судьи наград не получают;
      c. ответственность должностных лиц определяется на общем основании;
      d. компетенция суда присяжных определяется исключительно тяжестью наказания, назначенного в законе безотносительно к роду дел, причём, однако, этой компетенции во всяком случае подлежать все преступления государственные и против законов о печати. Суд с сословными представителями упраздняется. Компетенции выборного мирового суда подчиняются и дела волостной юстиции. Волостной суд и институт земских начальников упраздняются. Требования имущественного ценза как для замещения должности мирового судьи, так и для отправления обязанностей присяжного заседателя отменяются;
      e. восстановляется принцип единства кассационного суда. Адвокатура организуется на началах истинного самоуправления.

      28. Независимо от этого, в осуществлении наиболее назревших и бесспорных требований уголовной политики и процесса:
      a. смертная казнь отменяется безусловно и навсегда:
      b. вводится условное осуждение;
      c. устанавливается защита на предварительном следствии;
      d. в обряде предания суду вводится состязательное начало.

      29. Ближайшей задачей является полный пересмотр Уголовного Уложения, отмена постановлений, противоречащих началам политической свободы, и переработка проекта Гражданского Уложения.


      V. Финансовая и экономическая политика


      30. Пересмотр государственного расходного бюджета в ЦЕЛЯХ уничтожения непроизводительных по своему назначению или своим размерам расходов и соответственного увеличения затрат государства на действительный нужды народа.

      31.Отмена выкупных платежей.

      32. Развитие прямого обложения на счет косвенного; общее понижете косвенного обложения и постепенная отмена косвенных налогов на предметы потребления народных масс.

      33. Реформа прямых налогов на основе прогрессивного подоходного и поимущественного обложения, введение прогрессивного налога на наследство.

      34. Соответствующее положение отдельных производств понижете таможенных пошлин в видах удешевления предметов народного потребления и технического подъема промышленности и земледелия.

      35. Обращение средств сберегательных касс на развитие мелкого кредита.


      VI. Аграрное законодательство


      36. Увеличение площадей землепользования населения, обрабатывающего землю личным трудом, как-то: безземельных и малоземельных крестьян, а также и других разрядов мелких хозяев-земледельцев, государственными, удельными, кабинетскими и монастырскими землями, а также путём отчуждение для той же цели за счет государства в потребных размерах частновладельческих земель с вознаграждением нынешних владельцев по справедливой (не рыночной) ОЦЕНКЕ.

      37. Отчуждаемые земли поступают в государственный земельный фонд. Начала, на которых земли этого фонда подлежат передаче нуждающемуся в них население (владение или пользование, личное или общинное и т. д.), должны быть установлены сообразно с особенностями землевладение и землепользование в различных областях России.

      38. Широкая организация государственной помощи для переселения, расселения и устройства хозяйственного быта крестьян. Реорганизация межевого дела, окончание размежевания и другие меры для подъема благосостояния сельского населения и улучшение сельского хозяйства.

      39. Упорядочение законом арендных отношений путём обеспечения права возобновления аренды, права арендатора, в случай передачи аренды, на вознаграждение за произведенные, но неиспользованные к сроку затраты на улучшение, и учреждение примирительных камер для регулирования арендной платы и для разбора споров и несогласия между арендаторами и землевладельцами. Открытие законного пути в судебном порядке для понижения высоких арендных цен и уничтожение носящих кабальный характер сделок в области земельных отношений.

      40. Отмена действующих правил о найме сельских рабочих и распространение рабочего законодательства на землевладельческих рабочих, применительно к техническим особенностям земледелия. Учреждение сельскохозяйственной инспекции для наблюдения за правильным применением законодательства по охране труда в этой области и введите уголовной ответственности сельских хозяев за нарушение ими законодательных норм по охране труда.


      VII. Рабочее законодательство


      41. Свобода рабочих союзов н собраний.

      42. Право стачек. Наказуемость правонарушений, совершаемых во время или по поводу стачек, определяется на общем основании и ни в коем случае не могут быть увеличиваема.

      43. Распространение рабочего законодательства и независимой инспекции труда на все виды наемного труда; участие выборных от рабочих в надзоре инспекции за исполнением законов, охраняющих интересы трудящихся.

      44. Введете законодательным путём восьмичасового рабочего дня. Немедленное осуществление этой нормы всюду, где она в данное время возможна, и постепенное ее введете в остальных производствах. Запрещение ночных и сверхурочных работ, кроме технически и общественно-необходимых.

      45. Развитие охраны труда женщин и детей и установление особых мер охраны труда мужчин во вредных производствах.

      46. Учреждение примирительных камер из равного числа представителей труда и капитала для нормировки ВСЕХ отношений найма, не урегулированных рабочим законодательством, и разбора споров и несогласия, возникающих между рабочими и предпринимателями.

      47. Обязательное при посредстве государства страхование от болезни (в течение определённого срока), несчастных случаев и профессиональных заболеваний, с отнесением издержек на счет предпринимателей.

      48. Государственное страхование на случай старости и неспособности к труду для всех лишь живущих личным трудом.

      49. Установление уголовной ответственности за нарушение законов об охране труда.


      VIII. По вопросам просвещения


      Народное просвещение должно быть организовано на началах свободы, демократизации и децентрализации его, понимая под этим осуществление следующих начал:

      50. Уничтожение всех стеснений к поступлению в школу, связанных с полом, происхождением и религией.

      51. Свобода частной и общественной инициативы в открытии и организации учебных заведений всех типов и в области внешкольного просвещения; свобода преподавания.

      52. Между различными ступенями школе всех разрядов должна быть установлена прямая связь для облегчение перехода от низшей ступени к высшей.

      53. Полная автономия и свобода преподавания в университетах и других высших школах. Увеличение их числа. Уменьшение платы за слушание лекций. Организация просветительной работы высшей школы .для широких кругов населения. Свободная организация студенчества.

      54. Количество средних учебных заведений должно быть увеличено соответственно общественной потребности; плата в них должна быть понижена. Местным общественным учреждениям должно быть предоставлено широкое участие в постановке учебно-воспитательного дела.

      55. Введение всеобщего, бесплатного и обязательного обучения в начальной школе. Передача начального образования в заведывании органов местного самоуправления. Организация органами самоуправления материальной помощи нуждающимся учащимся.

      56. Устройство, органами местного самоуправления образовательных учреждений для взрослого населения, элементарных школ для взрослых, народных библиотек, народных университетов.

      57. Развитие профессионального образования.


      Примечание


      1. По вопросу о немедленном распространении избирательного права на женщин меньшинство осталось при особом мнении в силу чего съезд признал решение партии по данному вопросу необязательным для меньшинства.

Хостинг от uCoz