Главная
Биография
Документы
Библиография
Статьи и заметки
Интернет ссылки

      Учреждение Государственной Думы


На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою написано:

"БЫТЬ ПО СЕМУ". В Петергофе. 6-го августа 1905 года.

Учреждение Государственной Думы.

     

I. О составе и устройстве Государственной Думы.

     
     1. Государственная Дума учреждается для предварительной разработки и обсуждения законодательных предположений, восходящих, по силе основных законов, через Государственный Совет, к Верховной Самодержавной Власти.
     
     2. Государственная Дума образуется из членов, избираемых населением Российской Империи на пять лет на основаниях, указанных в положении о выборах в Думу.
     
     3. По Указу Императорского Величества Государственная Дума может быть распущена до истечения пятилетнего срока (ст. 2). Тем же Указом назначаются новые выборы в Думу.
     
     4. Продолжительность ежегодных занятий Государственной Думы и сроки их перерыва в течение года определяются Указами Императорского Величества.
     
     5. В составе Государственной Думы образуются Общее Собрание и Отделы.
     
     6. Отделов в Государственной Думе должно быть не менее четырех и не более восьми. Членов в каждом отделе полагается не менее двадцати. Ближайшее установление числа отделов Думы и состава их членов, а также распределение дел между отделами зависит от Думы.
     
     7. Для законного состава заседаний Государственной Думы требуется присутствие: в общем собрании - не менее одной трети всего числа членов Думы, а в отделе - не менее половины входящих в его состав членов.
     
     8. Расходы по содержанию Государственной Думы относятся на счет Государственного Казначейства.
     

II. О председателях Государственной Думы и ее отделов

     
     9. Председатель Государственной Думы и его Товарищ избираются Думой из числа ее членов на год, по истечении его те же лица могут быть вновь избраны. Председатель, кроме указанного в статье 3 случая, исполняет свои обязанности впредь до нового выбора Председателя. Избранный на последний год пятилетия (ст. 2) Председатель исполняет свои обязанности до окончания пятилетия. В случае отсутствия Председателя обязанности его исполняет его Товарищ.
     
     10. Председатель Государственной Думы всеподданнейше повергает на Высочайшее благовоззрение о занятиях Думы.
     
     11. Председатели отделов Государственной Думы избираются в каждом отделе из числа его членов на год, по истечении его те же лица могут быть вновь избраны.
     
     12. Для соображения общих, возникающих относительно деятельности Государственной Думы, вопросов, под председательством ее Председателя, состоится совещание, в состав которого входят Товарищ Председателя Думы, председатели ее отделов, а также секретарь Думы и его товарищ.
     

III. О членах Государственной Думы.

     
     13. Члены Государственной Думы, при вступлении в Думу, дают торжественное обещание, по прилагаемой форме.
     
     14. Члены Государственной Думы пользуются полной свободой суждений и мнений по делам, подлежащим ведению Думы, и не обязаны отчетом перед своими избирателями.
     
     15. Член Государственной Думы может быть подвергнут лишению или ограничению свободы не иначе, как по распоряжению судебной власти, а также не подлежит личному задержанию за долги.
     
     16. Член Государственной Думы может отказаться от своего звания, заявив о том письменно Председателю Думы.
     
     17. Член Государственной Думы выбывает из ее состава в случае: а) утраты русского подданства; б) поступления на действительную военную службу; в) назначения по гражданской государственной службе на должность, соединенную с определенным окладом содержания, и г) утраты ценза, дающего право на участие в выборах.
     
     18. Сверх указанных в предыдущей (17) статье случаев, член Государственной Думы выбывает из ее состава также и в случае наступления обстоятельств, указанных в пунктах а, б, д, е и ж статьи 7 положения о выборах в Думу.
     
     19. Член Государственной Думы временно устраняется от участия в ее собраниях в случае: а) привлечения к следствию или суду по обвинению в преступных деениях, означенных в пункте а статьи 7 положения о выборах в Думу или влекущих за собой отрешение от должности, и б) объявления несостоятельным должником - впредь до определения свойства несостоятельности.
     
     20. Члены Государственной Думы за преступные деяния, совершенные при исполнении или по поводу исполнения обязанностей, лежащих на них по этому званию, привлекаются к ответственности в порядке и на основаниях, установленных для привлечения к ответственности за нарушение долга службы членов Государственного Совета (учр. Гос. Сов., ст. 105-113).
     
     21. Признание члена Государственной Думы утратившим это звание (ст. 17 и 18), а равно временное устранение члена Думы от участия в ее собраниях (ст. 19) зависит от Правительствующего Сената.
     
     22. Означенные в предыдущей (21) статье дела возбуждаются в Правительствующем Сенате по сообщениям Председателя Государственной Думы и разрешаются в первом департаменте Сената окончательно, по выслушании заключения обер-прокурора, большинством голосов присутствующих сенаторов, в случае же равенства голосов - по мнению, принятому сенатором, исполняющим обязанности первоприсутствующего.
     

     23. Члены Государственной Думы на время ее занятий получают суточное из казны довольствие в размере десяти рублей в день. Сверх того членам Думы возмещаются из казны раз в год путевые издержки по рассчету пяти копеек на версту от места их жительства до С.-Петербурга и обратно.
     
     24. Министры и Главноуправляющие отдельными частями не состоят членами Государственной Думы, но могут присутствовать в ее собраниях и давать разъяснения по делам как лично, так равно через своих товарищей, или начальников отдельных частей центральных управлений либо ближайших помощников этих начальников, или же других, уполномоченных Министрами и Главноуправляющими, должностных лиц.
     
     25. Сообщение разъяснений в указанном предыдущей (24) статьей порядке обязательно для Министров и Главноуправляющих отдельными частями, если Государственная Дума, по Общему ее Собранию или по одному из ее отделов, признает разъяснения необходимыми.
     

IV. О секретарях Государственной Думы и ее отделов, канцелярии Думы и состоящих при ней лицах.

     
     26. Секретарь Государственной Думы и его товарищ избираются Думой из числа ее членов на пять лет (ст. 2) и исполняют свои обязанности впредь до выбора секретаря и его товарища новым составом Думы.
     
     27. Секретари отделов Государственной Думы избираются каждым отделом из числа его членов на пять лет (ст. 2).
     
     23. Для производства дел по Государственной Думе состоит при ней канцелярия.
     
     29. Управление канцелярией Государственной Думы возлагается на секретаря Государственной Думы. Труды его разделяет товарищ секретаря Думы. В случае, указанном в статье 3, управление канцелярией Думы возлагается, впредь до избрания секретаря новым составом Думы, на Государственного Секретаря.
     
     30. Исполнение последовавших со стороны Председателя Государственной Думы и ее отделов распоряжений в видах поддержания порядка возлагается на пристава Думы и его помощников.
     
     31. Пристав Государственной Думы и его помощники в числе, определенном штатом, назначаются Председателем Думы.
     
     32. Правила о порядке назначения и увольнения служащих в канцелярии Государственной Думы и состоящих при ней лиц, а равно о прохождении ими службы, прилагаются.
     

V. О предметах ведения Государственной Думы.

     
     33. Ведению Государственной Думы подлежат:
     
     а) предметы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены;
     
     б) финансовые сметы Министерств и Главных Управлений и государственная роспись доходов и расходов, равно как денежные из казны ассигнования, росписью не предусмотренные, - на основании особых по этому предмету правил;
     
     в) отчет Государственного Контроля по исполнению государственной росписи;
     
     г) дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующем Высочайшего соизволения;
     
     д) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за ее счет;
     
     е) дела об учреждении компаний на акциях, когда при этом испрашиваются изъятия из действующих законов;
     
     ж) дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым Высочайшим повелениям.
     
     Примечание. Ведению Государственной Думы подлежат также сметы и раскладки земских повинностей в местностях, в которых не введены земские учреждения, а также дела о возвышении земского или городского обложения против размера, определенного земскими собраниями и городскими думами (пол. зем. учр., ст. 94; гор. пол., ст. 88; пол. общ. упр. гор. С.-Петербурга, ст. 6 и 78)
     
     34. Государственной Думе предоставляется возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов (ст. 54-57). Предположения эти не должны касаться начал государственного устройства, установленных законами основными.
     
     35. Государственной Думе предоставляется заявлять Министрам и Главноуправляющим отдельными частями, подчиненным по закону Правительствующему Сенату, о сообщении сведений и разъяснений по поводу таких, последовавших со стороны Министров или Главноуправляющих, а равно подведомственных им лиц и установлений, действий, коими нарушаются, по мнению Думы, существующие законоположения (ст. 58-61).
     

VI. О порядке производства дел в Государственной Думе.

     
     36. Подлежащие обсуждению Государственной Думы дела вносятся в Думу Министрами и Главноуправляющими отдельными частями, а также Государственным Секретарем.
     
     37. Внесенные в Государственную Думу дела обсуждаются в отделах ее и затем поступают на рассмотрение Общего ее Собрания.
     

     38. Заседания Общего Собрания и отделов Государственной Думы назначаются, открываются и закрываются их председателями.
     
     39. Председатель останавливает того из членов Государственной Думы, который уклоняется от соблюдения порядка или уважения к закону. От Председателя зависит объявить перерыв заседания или его закрыть.
     
     40. В случае нарушения порядка членом Государственной Думы он может быть удален из заседания или устранен на определенный срок от участия в собраниях Думы. Член Думы удаляется из заседания по постановлению отдела или Общего Собрания Думы, по принадлежности, а устраняется от участия в собраниях Думы на определенный срок по постановлению Общего ее Собрания.
     
     41. В заседания Государственной Думы, по Общему ее Собранию и по отделам, посторонние лица не допускаются.
     
     42. Председателю Думы предоставляется разрешать присутствовать в заседаниях Общего ее Собрания, кроме заседаний закрытых, представителям повременной печати в числе не более одного от отдельного издания.
     
     43. Закрытые заседания Общего Собрания Государственной Думы назначаются по постановлению Общего Собрания или по распоряжению Председателя Думы. По его же распоряжению назначаются закрытые заседания Общего Собрания Государственной Думы и в том случае, когда Министр или Главноуправляющий отдельной частью, предметов ведомства которого касается дело, подлежащее рассмотрению Думы, заявит, что оно составляет государственную тайну.
     
     44. Отчеты о всех заседаниях Общего Собрания Государственной Думы составляются присяжными стенографами и, по одобрении Председателем Думы, допускаются к оглашению в печати, кроме отчетов о закрытых заседаниях.
     
     45. Из отчета о закрытом заседании Общего Собрания Государственной Думы могут подлежать оглашению в печати те части, опубликование которых сочтет возможным либо Председатель Думы, если заседание было объявлено закрытым по его распоряжению или по постановлению Думы, либо Министр или Главноуправляющий отдельной частью, если заседание было объявлено закрытым вследствие его о том заявления.
     
     46. Министр или Главноуправляющий отдельной частью может взять обратно внесенное им в Государственную Думу дело во всяком его положении. Но дело, внесенное в Думу, вследствие возбуждения ею законодательного вопроса (ст. 34), может быть взято обратно Министром или Главноуправляющим не иначе, как с согласия на то Общего Собрания Думы.
     

     47. Заключением Государственной Думы по рассмотренным ею делам признается мнение, принятое большинством членов Общего Собрания Думы. В этом заключении должно быть определительно указано согласие или несогласие Думы с внесенным предположением. Предлагаемые Думой изменения должны быть выражены в точно установленных положениях.
     
     48. Законодательные предположения, рассмотренные Государственной Думой, вносятся с ее заключением в Государственный Совет. По обсуждении дела в Совете, положение его, кроме случая, указанного в статье 49, представляется на высочайшее благовоззрение в порядке, установленном учреждением Государственного Совета, вместе с заключением Думы.
     
     49. Законодательные предположения, отклоненные большинством двух третей членов в Общих Собраниях как Государственной Думы, так и Государственного Совета, возвращаются подлежащему Министру или Главноуправляющему для дополнительного соображения и внесения вновь на законодательное рассмотрение, если на это последует Высочайшее соизволение.
     
     50. В тех случаях, когда Государственный Совет встретит затруднение принять заключение Государственной Думы, дело может быть, по постановлению общего собрания Совета, передано для согласования мнения Совета с заключением Думы, в комиссию из равного числа членов от обоих установлений, по выбору Общих Собраний Совета и Думы, по принадлежности. В комиссии председательствует Председатель Государственного Совета или один из председателей департаментов Совета.
     
     51. Согласительное заключение, выработанное в комиссии (ст. 50), вносится сперва в Общее Собрание Государственной Думы, а затем в общее собрание Государственного Совета. Если согласительного заключения не будет выработано, то дело возвращается в общее собрание Государственного Совета.
     
     52. В тех случаях, когда заседание Государственной Думы не состоится по неприбытии положенного числа членов (ст. 7), подлежавшее рассмотрению дело назначается к новому слушанию не позднее двух после несостоявшегося заседания недель. Если же в течение этого срока дело к слушанию назначено не будет или заседание Думы вновь не состоится по неприбытии положенного числа членов, то подлежащий Министр или Главноуправляющий отдельной частью может, если признает необходимым, внести дело в Государственный Совет для рассмотрения его без заключения Думы.
     
     53. Когда Императорсксму Величеству благоугодно будет обратить внимание на медленность рассмотрения Государственной Думой внесенного в нее дела, Государственный Совет назначает срок, к которому должно последовать заключение Думы. Если Дума не сообщит к назначенному сроку своего заключения, то Совет рассматривает дело без заключения Думы.
     

     54. Члены Государственной Думы об отмене или изменении действующого или издании нового закона (ст. 34) подают письменное заявление Председателю Думы. К заявлению должен быть приложен проект основных положений предлагаемого изменения в законе или нового закона, с объяснительной к проекту запиской. Если заявление это подписано не менее, чем тридцатью членами, то председатель вносит его на рассмотрение подлежащего отдела.
     
     55. О дне слушания в отделе Государственной Думы заявления об отмене или изменении действующого или издании нового закона извещаются Министры и Главноуправляющие отдельными частями, к предметам ведомства которых заявление относится, а также в подлежащих случаях Государственный Секретарь, с сообщением им копии с заявления и относящихся к нему приложений, не позднее, как за месяц до дня слушания.
     
     56. Если Министр или Главноуправляющий отдельной частью или же Государственный Секретарь (ст. 55) разделяет соображения Государственной Думы о желательности отмены или изменения действующего или издания нового закона, то дает делу движение в законодательном порядке.
     
     57. Если Министр или Главноуправляющий отдельной частью или же Государственный Секретарь(ст. 55) не разделяет соображений о желательности изменения или отмены действующего или издания нового закона, принятых в отделе, а затем и большинством двух третей членов в Общем Собрании Государственной Думы, то дело представляется Председателем Думы в Государственный Совет, через который и восходит установленным порядком на Высочайшее рассмотрение. В случае Высочайшего повеления о направлении дела в законодательном порядке ближайшая его разработка возлагается на подлежащего Министра или Главноуправляющего отдельной частью или же на Государственного Секретаря.
     
     58. О сообщении сведений и разъяснений по поводу таких последовавших со стороны Министров или Главноуправляющих отдельными частями, а равно подведомственных им лиц и установлений, действий, в которых усматривается нарушение существующих законоположений (ст. 35), члены Государственной Думы подают письменное заявление Председателю Думы. Заявление это должно заключать в себе указание, в чем усматривается нарушение закона и какого именно. Если заявление подписано не менее чем тридцатью членами, то Председатель Думы вносит его на обсуждение Общего Собрания.
     
     59. Принятое большинством членов Общего Собрания Государственной Думы заявление (ст. 58) сообщается подлежащему Министру или Главноуправляющему отдельной частью.
     

     60. Министры и Главноуправляющие отдельными частями, не далее одного месяца со дня передачи им заявления (ст. 59), сообщают Государственной Думе надлежащие сведения и разъяснения или же извещают Думу о причинах, по которым они лишены возможности сообщить требуемые сведения и разъяенения.
     
     61. Если Государственная Дума большинством двух третей членов Общего ее Собрания не признает возможным удовлетвориться сообщением Министра или Главноуправляющего отдельной частью (ст. 60), то дело восходит через Государственный Совет на высочайшее благовоззрение.
     

VII. О наказе Государственной Думы.

     
     62. Подробности внутреннего распорядка в Государственной Думе, предметы ведомства и порядок действия указанного в статье 12 совещания, а также обязанности канцелярии Думы, ее пристава и подведомственных ему лиц определяются наказом, издаваемым Думою в развитие правил этого учреждения.
     
     63. Означенный в предыдущей (62) статье наказ публикуется во всеобщее сведение через Правительствующий Сенат.
     
     

     
          Приложение к статье 13.
     
    Торжественное обещание членов Государственной Думы.
     
     "Мы, нижепоименованные, обещаем перед Всемогущим Богом исполнять возложенные на нас обязанности членов Государственной Думы по крайнему нашему разумению и силам, храня верность Его Императорскому Величеству Государю Императору и Самодержцу Всероссийскому и памятуя лишь о благе и пользе России, в удостоверение чего собственноручно подписываемся".
     
     
     

    Приложение к статье 32.
     
     Правила о порядке назначения и увольнения служащих в канцелярии Государственной Думы и состоящих при ней лиц, а равно о прохождении ими службы.

     
     1. Канцелярия Государственной Думы состоит из делопроизводителей и их помощников, казначея, присяжных стенографов и писцов. Число служащих в канцелярии и оклады их содержания, а равно суммы на вознаграждение писцов и на канцелярские расходы определяются штатом.
     
     2. Назначение и увольнение служащих в канцелярии принадлежит секретарю Государственной Думы.
     
     3. На службе в канцелярии не могут состоять лица, не допускаемые к выборам в Государственную Думу на основании статьи 7 положения о выборах в Думу.
     

     4. Не могут быть принимаемы на службу в канцелярию: а) не достигшие гражданского совершеннолетия; б) обучающиеся в учебных заведениях и в) иностранные подданные.
     
     5. Лица женского пола могут быть допускаемы к занятиям в канцелярии только по письмоводству и счетоводству.
     
     6. Делопроизводители канцелярии и их помощники назначаются из лиц, закончивших курс в одном из высших учебных заведений и пробывших на службе государственной или по выборам дворянским, земским и городским не менее трех лет.
     
     7. Выбор принимаемых на службу в канцелярию лиц зависит от Секретаря Государственной Думы. Предварительно принятия этих лиц на службу Секретарь Думы входит в сношение с Государственным Секретарем, без согласия которого означенные лица не могут быть определены на службу в канцелярию.
     
     8. Лица, поступающие на службу в канцелярию, приносят присягу на верность службе, если эта присяга не была ими принесена ранее.
     
     9. Состоящим на службе в канцелярии воспрещается участие в учреждении всяких торговопромышленных предприятий и кредитных установлений или в управлении ими, а также все вообще частные занятия, которые совещание, указанное в статье 12 учреждения Государственной Думы, признает несовместимыми со службою в канцелярии Думы.
     
     10. Из числа служащих в канцелярии доступ в заседания Государственной Думы имеют, сверх присяжных стенографов, делопроизводители и их помощники.
     
     11. Служащим в канцелярии воспрещается разглашать сведения, которые стали им известны по служебному их положению, если сведения эти оглашению не подлежат.
     
     12. За нарушение служебных обязанностей служащие в канцелярии подлежат ответственности на основаниях, установленных для должностных лиц, состоящих на действительной гражданской государственной службе. Права и обязанности начальства сих должностных лиц принадлежат, в отношении служащих в канцелярии, совещанию, указанному в статье 12 учреждения Государственной Думы.
     
     13. Служащие в канцелярии и их семьи пользуются пенсиями и единовременными пособиями из казны применительно к постановлениям общего устава о пенсиях и единовременных пособиях по гражданским ведомствам.
     
     14. Правила, изложенные в статьях 3, 4, 8, 9, 11-13, имеют соответственное применение к приставу Государственной Думы и его помощникам.

Наверх
Хостинг от uCoz